Вопрос 1 Социальная и профессиологическая характеристика профессии

Профессиограммы имеют различное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. При определении содержания профессиограммы учитывается нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально- ориентированная структура деятельности, условия труда, профессиональные противопоказания и ограничения.

Формализованная схема профессиограммы

А. Социальная и профессиологическая характеристика профессии

1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.

2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность.

З. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).

4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.

5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе).

6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей.

7. Необходимое образование.

8. Диапазон квалификации (разряды, классы и тд.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры.

9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое с узким или широким кругом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.).

10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда.

11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.

12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).

Вопрос 2 Психограмма
А. Общая характеристика труда

1. Фотография рабочего дня.

2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).

З. Влияние условий труда на динамические процессы работы.

4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
5. Психологический анализ ошибочных действий.

Б. Требования к психическим процессам

1. Психомоторика:

• рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
• рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.;

• временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций связанных с психомоторикой
• требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
• особые требования к психомоторике.

2. Сенсорная и перцептивная сферы:

• чувствительность различных сенсорных модальностей;
• профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избьггке или дефиците информации,

• восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т.д.;
• особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.

3. Профессиональные особенности познавательных процессов:

• влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
• требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению
• преобладающе типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;

• особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости
• преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально - мнемическая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
• особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;

• внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.

В. Требования к эмоционально-волевой сфере

1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
2. Типичный уровень нервно- психической напряженности труда.
З. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).

4. Воля и ее особенности Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

1. Монотония и утомление.

2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).

З. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).

Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)

1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.

2. Социально-профессиональная ответственность

З. Оптимизм

4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).

5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством).

6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.

7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).

Е. Противопоказания и ограничения

1. Последствие ошибок и особые требования к безопасности труда.

2. Характеристика профнепригодности.

З. Половозрастные ограничения.

4. Профессиональные вредности и льготы.

5. Профессиональные деформации личности.

Заключение

В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и (или) практического характера в следующем порядке:

1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки.
2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.).
З. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов.
4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы.
5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения.

Контрольные вопросы

1. Социальная характеристика профессии.

2. Структура психограммы.

3. На основании чего даются рекомендации?

Заключение

Изучение теоретического материала должно содействовать теоретической базе для развития навыков в составлении профессиограмм разного характера. Цели данной дисциплины является усвоение и систематизация научных знаний о различных способах взаимодействия в изменчивом мире профессий, саморегуляции профессиональной деятельности, диагностики профессионального развития. Эта дисциплина объединяет научные знания о профессиографических исследованиях, профессиональном становлении работников, причинах выбора или смены профессий, проблемах профессионализации и дезадаптации.

Данный курс должен обеспечить формирование ориентировочной основы деятельности психолога по организации, планированию, решению конкретных практических задач, безопасности труда, психологического профессионального отбора и подбора кадров, снижение текучести кадров, аварийности и др. в разнообразных сферах профессионального труда.

Безусловно, данный материал не исчерпывает всей полноты знаний в данном аспекте. Библиографический список содержит перечень других необходимых источников.

Желаем вам успехов в дальнейшем освоении профессиографии!

Библиографический список

Основная литература

1 Батаршев, А. В. Диагностика профессионально важных качеств [Текст] / А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова. - М. : Питер, 2007. - 192 с.

2 Ковалевич, Т. Ф. Профессиография [Текст ] : учеб. пособие для специальности 030301 очн. формы обучения / Т. Ф. Ковалевич, О. Ю. Воронцова ; [отв.ред. С. Н. Орлова]. - Красноярск : СибГТУ, 2010. - 112 с.

3 Носкова, О. Г. Психология труда [Текст] : учеб. Пособие для вузов / О. Г. Носкова ; под ред. Е. А. Климова. – М. : Академия, 2009. – 384 с.

4 Пряжников, Н. С. Психология труда [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М. : Академия, 2009. – 480 с.

5 Пызин, В. А. Политическая профессиология : монография / В. А. Пызин. - Тверь : Издатель Алексей Ушаков, 2008. - 256 с.

Дополнительная литература

1 Бартол, К. Психология криминального поведения [Текст] / К. Бартол. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2004. – 352 с.

2 Бодров, В. А. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой [Текст] / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. - М. : Ин-т психологии РАН, 1998. – 288 с.

3 Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л. Л. Бочкарев. - М. : Ин-т психологии РАН, 1997. – 352 с.

4 Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники [Текст] / Г. Вильсон. - М. : Когито-центр, 2001. – 382 с.

5 Гарбер, Е. И. Методика профессиографии [Текст] / Е. И. Гарбер, В.В. Козача. – Саратов : Из-во Сар.ун-та, 1992. – 196 с.

6 Гордеева, Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия [Текст] / Н. Д. Гордеева. - М. : Тривола, 1995. – 322 с.

7 Гройсман, А. Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеатральной психологии [Текст] / А. Л. Гройсман. - М. : Магистр, 1998. – 436 с.

8 Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества [Текст] / А. Л. Гройсман. - М. : Когито-центр, 2003. – 184 с.

9 Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ, 2003. – 415 с.

10 Грязева-Добшинская, В. Г. Современное искусство и личность гармонии и катастрофы [Текст] / В. Г. Грязева-Добшинская. - М. : Академический проект, 2002. – 401 с.

11 Голиков, Ю. Я. Психология автоматизации управления техникой [Текст] / Ю. Я. Голиков, А. Н. Костин. - М. : Ин-т психологии РАН, 1996, - 160 с.

12 Еникеев, М. И. Юридическая психология [Текст] / М. И. Еникеев. - М. : НОРМА – Инфа-М, 1999. – 504 с.

13 Жданов, И. А. Адаптация и прогнозирование деятельности [Текст] / И. А. Жданов. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1991. – 254 с.

14 Загайнов, Р. М. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога [Текст] / Загайнов, Р. М. - М. : Смысл, 2001. – 570 с.

15 Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.

16 Иванова, Е.Н. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности [Текст] / Е.Н. Иванова. - М. : МГУ, 1992. – 94 с.

17 Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях [Текст] / А.В. Кириченко. - Минск : Тесей, 2003.- 222 с.

18 Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст] / Е.А. Климов. - М. : МГУ, 1995. – 224 с.

19 Килошенко, М. И. Психология моды [Текст] / М. И. Килошенко. - СПб. : Речь, 2001. – 192 с.

20 Курганов, В. М. Психология управления. Автотранспортная психология [Текст] / В. М. Курганов. - М. : Приор, 2004. – 139 с.

21 Ломбразо, Ч. Гениальность и помешательство [Текст] / Ч. Ломбразо. – Минск : Попурри, 2004. – 574 с.

22 Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев. - М. : Прогресс-традиция, 2000. – 271 с.

23 Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности [Текст] - М. : ПЕРСЕ, 2003. – 767 с.

24 Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности [Текст] / под ред. Г. С. Никифорова [и др.] - СПб. : Речь, 2003. – 443 с.

25 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] : под ред. Г.С.Никифорова.- СПб.: Изд-во С-Петербург.ун-та, 1991.- 151с.

26 Психология популярных профессий [Текст] / под ред. Л. А. Головей. - СПб. : Речь, 2003. – 252 с.

27 Платонов, К. К. Основы авиационной психологии [Текст] / К. К. Платонов, Б. М. Гольдштейн. - М. : Транспорт, 1987. – 222 с.

28 Психология здоровья [Текст] / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2003. – 606 с.

29 Романов, А. Н. Автотранспортная психология [Текст] / А. Н. Романов. - М. : Академия, 2002. – 217 с.

30 Ситковская, О. Д. Психология уголовной ответственности [Текст] / О. Д. Ситковская. - М. : Норма, 1998. – 272 с.

31 Степанов, А. В. Архитектура и психология [Текст] / А. В. Степанов. - М. : Стройиздат, 1993. – 295 с.

32 Фукин, А. И. Психология конвейерного труда [Текст] / А. И. Фукин. - М. : ПЕРСЭ, 2003. – 240 с.

33 Шульц, Д. П. Психология и работа [Текст] / Д. П. Шульц. - СПб. : Питер, 2003. – 557 с.

Приложение А(справочное)

Перечень ключевых слов

Должность

Должностная инструкция

Квалификация

Личность

Менеджеры

Методики профессиографических исследований

Методы опроса

Продуктивность труда

Профессиоведение

Профессиограмма

Профессиографические исследование

Профессиология

Профессиограмма

Профессиография

Профессионализм

Профессиональная диагностика

Профессиональная консультация

Профессиональная ориентация

Профессиональная пригодность

Профессионально важные качества

Профессиональное общение

Профессиональные заболевания

Профессиональные способности

Профессиональный отбор

Профессия

Психограмма

Специализация

Специальность

ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА КОВАЛЕВИЧ

ОЛЬГА ЮРЬЕВНА ВОРОНЦОВА

СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА ПОПОВА

ПРОФЕССИОГРАФИЯ

Курс лекций

Отв. редактор д-р психологических наук, профессор С.Н.Орлова

Редактор РИО С.Н.Цыбенко

Техн. редактор Т.П.Попова

Подписано в печать __________ Сдано в производство__________

Формат 60х84 1/16. Бумага типографская. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 2,25. Уч.-изд. л. 2,25 . Тираж 100 экз. Изд. №____.

Заказ №_______. Лицензия ИД 06543 от 16.01.02

Редакционно-издательский отдел, типография СибГТУ

660049, Красноярск, пр.Мира 82

Редакционно-издательский центр, типография СибГТУ

660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82.

Наши рекомендации