Понятие, структура и виды общения
Рассматривая образ жизни человека, мы выделяем в нем две стороны: действия с предметами и взаимодействия с людьми. Действия с предметами, подчиняющиеся их культурному назначению, называют предметной деятельностью, взаимодействия с людьми обозначают как общение.
Общение – это сложная форма социальной активности. В нем выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание общения– это информация, которая передается от человека к человеку.
Цель общения– то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми.
Средства общения– способы, с помощью которых оно реализуется. Они могут быть естественными и искусственными. Первые даны человеку от природы: жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Вторые – это средства общения, которые изобрели или придумали сами люди: многообразные языки, письменность, технические средства записи, хранения и передачи информации.
Социальные психологи, изучая общение как процесс, прежде всего выясняют его структуру.
Структура общенияпредставляется как коммуникация, интеракция и социальная перцепция (Г. М. Андреева). Соответственно, в структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.
1. Коммуникативная сторона, или составляющая общения, – это обмен информацией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.
2. Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом.
3. Социально-перцептивный аспект общения представляет собой восприятие и познание друг друга общающимися между собой людьми.
Структура общения-коммуникации, по Лассуэллу, выглядит несколько иначе и представляется следующей схемой:
• коммуникатор – человек, который передает сообщение;
• содержание сообщения – то, что передается коммуникатором;
• канал коммуникации – то, как или с помощью чего осуществляется передача сообщения;
• адресат коммуникации – люди или аудитория, которой направляется сообщение;
• результат коммуникации – то, с каким эффектом передано соответствующее сообщение.
Общение в зависимости от его содержания, целей и средств можно разделить на несколько видов:
1) по содержанию оно может быть представлено как материальное, когнитивное, кондиционное (от англ. сопdinion – состояние), мотивационное и деятельностное;
2) по целям общение делится на биологическое и социальное;
3) по средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым или косвенным.
Также можно говорить и о таких видах, как деловое и личное, инструментальное и целевое общение. Важнейшими видами общения людей являются вербальное, невербальное и проксемальное. Первые два связаны с использованием (или неиспользованием) языка и речи. Проксемальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга.
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека и не всегда сознательно контролируемыми. То же самое можно сказать о средствах общения.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования и культуры, разного уровня развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются по этим характеристикам друг от друга.
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются со взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники.
Профессиональная принадлежность в практике общения проявляется на этапе преднастройки, в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению.