Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж. Пиаже

Согласно Ж. Пиаже, интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспро­изведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение – в струк­турировании (организации) взаимодействия человека со средой. Посредником между ребенком и окружа­ющим миром является предметное действие. Ни слова, ни наглядные образы сами по себе ничего не значат для развития интеллекта. Нужны именно действия самого ре­бенка, который мог бы активно манипулировать и экспериментировать с реальными предметами.

Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж. Пиаже, получила название "операциональной" (от слова операция). Операция, по Пиаже, представляет собой "внутреннее действие, продукт преобразования (интериоризации) внешнего предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость.

Развитие интеллекта – это стихийный, подчиненный своим особым законам про­цесс вызревания операциональных структур (схем), постепенно вырастающих из предметно-житейского опыта ребенка. Согласно теории Пиаже, в этом процессе мо­жет быть выделено пять стадий (по сути, пять этапов в формировании операций).

1. Стадия сенсо-моторного интеллекта в ней можно выделить шесть основных этапов: 1. этап (первый месяц жизни) - характеризуется преобладанием врожденных жестко заданных рефлексов.

На втором этапе (1–4 мес.) ребенок в результате взаимодействия с окружающим его миром приобретает первые простые навыки. Происходит аккомодация схем действия к новым предметам.

На третьем этапе (примерно 4–8 мес.) ребенок начинает более активно изучать предметы внешнего мира. Столкнувшись с незнакомым предметом, он исследует его, применяя знакомые схемы: встряхи­вает, ударяет, царапает, раскачивает. По­является также «двигательное опознание» предметов. Заметив знакомый предмет, ребенок проделывает как бы эскиз движе­ний, которые ранее применял к нему. На третьем этапе ребенок еще не способен использовать одно действие в качестве средства совершения другого.

Эта способность возникает на четвер­том этапе, к концу первого года жизни. Ребенок, к примеру, начинает отстранять руку, препятствующую ему взять предмет. На этом же этапе возникает предвосхище­ние событий.

Для пятого этапа (примерно 12–18 мес.) наиболее характерным когнитивным но­вообразованием является «открытие новых средств достижения цели путем актив­ного экспериментирования». Это означает, что для достижения какой-либо цели ре­бенок активно экспериментирует, чтобы обнаружить подходящее средство.

На шестом этапе (18–24 мес.) ребе способен к «инсайту», т.е. внезапному внутреннему, без внешнего экспериментирования, открытию новых средств достижения цели. Например, ребенок видевший до полутора лет палок, может сразу же понять, как с ними обращаться в качестве орудий. Пиаже говорит, что схемы на этом этапе приобретают способность комбинироваться до, а не после их возможного применения.

2. Символический, или допонятийный, интеллект (от 1,5-2 лет до 4 лет). Главное на этой стадии – усвоение вербальных знаков родного языка и переход к простей­шим символическим действиям (ребенок может притвориться спящим, уложить спать игрушечного медвежонка и т.п.). Происходит формирование образно-симво­лических схем, основанных на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений («луна ярко светит, потому что она круглая»). Эти примитивные допонятийные умозаключения получили название «трансдукций» (В. Штерн). Наиболее чистыми формами символического мышления, по Пиаже, являются детская игра и детское воображение - в обоих случаях велика роль индивидуальных образных символов, созданных собственным «Я» ребенка.

3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет). В качестве примера рассмотрим один из множества блестящих по простоте экспериментов Пиаже. (Пример с водой и двумя разными по объему стаканами). В данном случае прояв­ляют себя наглядно-интуитивные схемы, которые выстраивают причинные связи в логике очевидных наглядных впечатлений.

4. Стадия конкретных операций (от 7-8 лет до 11-12 лет). Если вернуться к экс­перименту с сосудами, то после 7 лет ребенок уже твердо уверен в том, что «количе­ство бусинок после пересыпания то же самое». Понимание неизменности количества, веса, площади и т. п. (это явление в теории Пиаже получило название «принципа сохранения») выступает в качестве показателя скоординированности суждений о со­стояниях объекта («дно сосуда узкое, поэтому бусинки расположились выше, но все равно их столько, сколько было») и их обратимости («можно обратно пересыпать, и будет то же»). Появляются, таким образом, операциональные схемы конкретного порядка, лежащие в основе понимания реальных процессов в конкретной предметной ситуации.

5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11-12 до 14-15 лет). Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.

Следовательно, интеллектуальное развитие – это развитие операциональных структур интеллекта, в ходе которого мыслительные операции постепенно приобре­тают качественно новые свойства: скоординированность (взаимосвязанность и согла­сованность множества операций), обратимость (возможность в любой момент вер­нуться к начальной точке своих рассуждений, перейти к рассмотрению объекта с прямо противоположной точки зрения и т. д.), автоматизированность (непроиз­вольность применения), сокращенность (свернутость отдельных звеньев, «мгновен­ность» актуализации)

Искусственный интеллект

Наши рекомендации