Как к высшей ценности
Педагоги, используя столетиями нарабатываемые дидактические приемы, умеют довести ученика до высокого или среднего уровня ориентированности в какой-либо области знания, требуемого учебными планами и программами. Они же, поставив школьника в определенные жесткие рамки, могут добиться от него нужного им послушания, хотя и дается им это намного труднее, чем создание у последнего принимаемой ими за истину системы знаний. А воспитывать у учащегося гуманистическое отношение ко всем людям — и ближним, и дальним — уважение и единство с семьей, с классом, со школой, словом, с коллективами, членом которых он является, а также со своим народом, со страной — это для большинства педагогов оказывается несравнимо более трудной задачей, чем две первые.
В чем же причины сложностей, с которыми сталкиваются обитатели, когда они пытаются сформировать у школьников ту или иную потребность, интерес к чему-либо или отношение в целом. Думается, что главная причина в том, что им не удается добиться нужного содержания знаний, соответствующих им переживаний и поведения.
Возьмем для доказательства справедливости этого утверждения положение с формированием у учащихся
знаний в области человековедения, чувств, которые они должны испытывать, вступая во взаимодействие с людьми, и их поведение при этом. Кто анализировал это положение, тот знает, что ни на уровне функционирования средств массовой коммуникации в масштабах страны, ни на уровне действия педагогического корпуса во всех звеньях системы народного образования, ни в просветительской деятельности различных общественных организаций, ориентированных на молодежь, не просматриваются, и в целом и в частностях, глубоко продуманные, последовательно целенаправленные и хорошо скоординированные попытки формирования убеждения у учащихся и младших, и средних, и старших классов школы и учащихся всех других типов учебных заведений, что человек — это высшая ценность.
Столь же определенно можно утверждать, что во всех указанных общественно-государственных институтах, призванных формировать у молодежи объективную картину мира, нет четкой программы, реализация которой вооружала бы учащихся действительно системой знаний о человеке как индивиде, как личности, как о субъекте деятельности и как неповторимой индивидуальности и о факторах, которые обусловливают их основные проявления и их развитие и дают возможность на это развитие влиять.
К сожалению, и повседневная будничная жизнедеятельность детей, подростков, юношей не организована таким образом, чтобы, будучи постоянно включенным в нее, они накапливали опыт переживаний, которые бывают тогда, когда они более и менее отчетливо осознают, что их уважают, ценят, любят, иногда они сами неуклонно обогащали бы свою эмоциональную сферу положительными переживаниями в результате собственного обращения с другими людьми в соответствии с нормами гуманистической морали. И, наконец, у нас нет везде и всюду внедряемой практики систематического приучения и упражнения учащихся в таких формах поведения, которые означали бы, что они действительно ценят и уважают другого человека независимо от его возраста, пола, профессии, социального положения, национальной принадлежности.
История развития личности тех людей, у которых обнаруживалось стойкое положительное отношение к окружающим, занимающее ведущее положение в структуре их личности и выступающее как потребность проникать в ин-
дивидуальное своеобразие каждого из них, быть к ним доброжелательными и проявлять подлинное творчество в обращении с ними, неизменно показывала, что обстоятельства их жизни и в дошкольные и в школьные годы были однозначно такими, что они обеспечивали развитие обозначенного выше единства познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов при взаимодействии с таким важным и обязательным элементом их повседневного бытия, каким для каждого из них является другой человек. И, вместе с тем,-тот же анализ истории развития личности давал убедительные факты того, что если формирование хотя бы одного звена в указанной триаде запаздывало или оказывалось в противоречии с двумя остальными ее звеньями, стойко положительное и глубоко вписавшееся в структуру такой личности отношение ее к другим людям, как ярко выраженная потребность, у нее не отмечалось.
Все люди, у которых сформировано отношение к другому человеку как к высшей ценности, устойчиво проявляют интерес буквально к каждому человеку, который встречается им на жизненном пути. Они фиксируют прежде всего положительные психические свойства в их личности. Они сочувствуют и сопереживают им. Наконец, у них проявляется постоянная готовность и способность на действенную помощь каждому нуждающемуся в ней.
Если теперь рассмотреть факторы, которые формируют и развивают отношение учащегося к другому человеку как к высшей ценности, то они дают нужный результат, если число их необходимо и достаточно, и они действуют во взаимодействии друг с другом. Прежде всего среди них следует различать макро-, мезо- и микрофакторы. Первые среди них по значимости — господствующий в обществе, в котором живет и развивается как личность школьник, реальный тип взаимоотношений между людьми, и работает ли он на укоренение в каждом молодом человеке отноше-. ния к другому человеку как к высшей ценности или же, наоборот, способствует развитию отношения противоположного характера. Если в этом аспекте объективно оценить наше бытие в настоящее время, то из-за кризиса политического, экономического, национального, который переживает наше общество, условия для формирования отношения к другому человеку как к высшей ценности для нашей молодежи в высшей степени неблагоприятны.
Размытость конечных целей, к которым должно идти наше общество, нахождение за чертой бедности большей части населения нашей страны и в том числе молодежи, усиление центробежных тенденций среди народов, живущих в нашем государстве, никак не работают на учащение проявлений гуманистической психологии.
И следующие макрофакторы, проявляющиеся в общественном сознании: идеология, ставящая в центр всей деятельности общества всестороннее развитие способностей и удовлетворение потребностей человека, общечеловеческая высокая мораль, право, оберегающее интересы человека, религия, проповедующая принцип «полюби ближнего своего как самого себя», эстетика, возвеличивающая красоту и ценность человека, — не занимают в нашем обществе доминирующего места. И государственные и общественные институты, материализующие через свою деятельность эти формы общественного сознания и призванные приобщать к их содержанию индивидуальное сознание, решают эту задачу без должной последовательности и без попыток глубоко продуманной координации своих действий. А ведь и последовательность, и координация особенно важны именно сейчас, когда с переходом на рыночные отношения, парадом суверенитетов, питающим рост национализма, часто проявляется не принцип «другой человек — высшая ценность», а принцип «другой человек — недруг или орудие, которое надо использовать в своих интересах».
Если теперь остановить наше внимание на мезофакто-рах, от которых зависит формирование у школьника отношения к другому человеку, то это содержание образования, которое он получает, особенно в той его части, где речь идет о взаимоотношениях людей, об их воздействии друг на друга, о психологических механизмах этого воздействия, о критериях духовности и моральности человека, о его ответственности перед обществом и перед другим человеком, и ответственности и долге общества перед ним. Понятно, что на формирование отношения к другому человеку эта часть образовательной программы влияет должным образом, если содержание ее пронизано гуманизмом.
Однако, если опять же оценивать положение дел с обеспечением через это звено образования формирования отношения к другому человеку как к высшей ценности, то фактически эта цель в содержание входящих в учебные
планы учебных предметов на совершенно определенном уровне осознанности не заложена и реализуется лишь эпизодически при прохождении некоторых разделов литературы, истории, этики и психологии семейной жизни и небольшого ряда других дисциплин.
Мезофактором следует считать и содержательную наполненность и форму организации воспитательной системы в республике, регионе, городе или в каком-либо другом населенном пункте, в котором проживает школьник. И здесь, из-за раскола Союза, из-за забвения принципов интернационализма и коллективизма и проповеди и воплощения на практике индивидуализма, не удается эффективно формировать у молодых людей и отношение к человеку как к высшей ценности.
К микрофакторам, от которых зависит формирование у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности, с полным правом следует отнести его семью, школу, класс, в котором он учится, и педагогов, которые его воспитывают, референтную для него группу других сверстников и взрослых, которые оказывают на него лич-ностно формирующее влияние.
Какими характеристиками отличаются взаимоотношения в семье, в систему которых оказался включенным ребенок с момента своего рождения и дальше, от этого в большей мере зависит, какое отношение воспитывается у него к другому человеку. Как мать и отец его, его бабушка и дедушка отзываются в его присутствии о других людях, доброжелательны ли они к ним, действенно ли приходят к ним на помощь в трудную минуту, как они относятся к самому ребенку, какое мнение его о других людях поддерживают, а какое отвергают, каким переживаниям его при этом дают ход, какое поведение при взаимодействии его с другими людьми поощряют, а какое осуждают, все это сказывается на том, развивается ли у ребенка отношение к другому человеку как к высшей ценности или нет. И очень затем важно, в каком соответствии друг к другу оказываются отношения к другим людям, прививаемые к ребенку в семье, с теми отношениями, которые культивируются в школе, в которой ребенок учится несколько лет. Они ведь могут оказаться гуманистическими только на словах. Учителя его могут не владеть педагогикой сотрудничества, а постоянно практиковать авторитарный стиль воспитания. И в классе, в который попал ребенок, может господство-
вать не атмосфера движения к высокой духовности и стремление к нравственному поведению, а культ физической силы, подавления сильными слабых. Естественно, что в таких условиях отношение ребенка к другому человеку как к высшей ценности формироваться не будет.
Будет ли легко идти это формирование или, наоборот, наталкиваться на внутренние барьеры, это будет зависеть от того, какими окажутся у ребенка товарищи вне школы, а также взрослые за пределами его семьи и школы (например, руководители спортивных секций, различных кружков во внешкольных воспитательных учреждениях). Если они будут авторитетны в его глазах и на уровне, соответствующем их возрасту и положению, а также с поправкой на индивидуальность каждого будут проявлять гуманность в своих контактах с другими людьми, то этим самым для ребенка-школьника будет еще одно основание для развития у него отношения к другому человеку как к высшей ценности.
Однако при этом постоянно надо иметь в виду, что в реальной жизни именно такое глобальное отношение ко всем людям у развивающейся личности, так сказать, однолинейно не формируется.
Начинается все в случае правильного воспитания с установления такого отношения ребенка к самым родным и близким людям, и содержание, и формы его проявления соответствуют возрастным особенностям ребенка. К остальным людям, которые попадают в его окружение и никак не способствуют удовлетворению его интересов и потребностей, он может относиться как к чужим и не будет проявлять к ним благорасположения в своем поведении.
Естественно, что при наличии личностно благоприятных условий общения и совместной деятельности со все новыми людьми и у младшего школьника, и у подростка, и у юноши гуманное отношение к другому человеку будет развиваться и укрепляться. Однако круг людей, объединяемых в сознании ребенка, подростка, юноши категорией «мы», растет постепенно и не так скоро, столь же медленно сокращается в его сознании и круг людей, объединяемых категорией «они». И может случиться так, что, например, подросток может задержаться в развитии у него гуманного отношения к другим людям на стадии, когда оно проявляется лишь в общении с близкими родственниками и с теми сверстниками, которые входят в референтную для него
группу. Что же касается взаимодействия его с другими людьми, то у него могут наблюдаться равнодушие, а иногда и жестокость. С фактами, подтверждающими это положение, мы нередко встречаемся в теперешней жизни, когда подростки, живущие в одном микрорайоне города, не трогают «своих», но грубо, а иногда и бесчеловечно обходятся с подростками, проживающими в других микрорайонах города или с учащимися других школ и т. д.
Из-за каких-то глубоко травмирующих психику переживаний от взаимодействия с отдельными лицами, представляющими определенные профессии, пол, возраст, национальность, у учащихся может сложиться резко негативное отношение ко всем представителям той или иной группы. И в то же время при наличии глубоко положительных переживаний от общения с отдельными лицами, представляющими определенные социальные группы людей, у них может, из-за ограниченности опыта общения, какое-то время проявляться однозначно положительное отношение ко всем лицам из этих групп.
Таким образом, в реальной жизни у многих учащихся имеет место сосуществование разных уровней сформированное™ отношения к различным категориям людей. Эмоционально-ценностные оценки их оказываются очень неодинаковыми, и это прямо сказывается на поведении детей, подростков, юношей по отношению к людям, представляющим ту или иную социальную группу.
Особенно характерна картина сосуществования у школьников сформированности отношений к другим людям, различающихся по уровням для настоящего времени, когда в учебно-воспитательном процессе при значительном объеме негативных впечатлений, накапливающемся у учащихся от общения с разными и всякими людьми, целенаправленно и последовательно не используются социально-психологические механизмы, которые могут эффективно сработать на развитие у каждого учащегося отношения к другому человеку как к высшей ценности, а именно: убеждение, заражение и подражание.
Что касается убеждения, то о недостатках в использовании этого механизма в учебно-воспитательной работе с учащимися речь частично уже шла выше. Чтобы здесь был успех, необходимо согласованное воздействие макро-, мезо- и микрофакторов, о которых уже говорилось, на ум, чувства и волю учащихся,
Здесь, действуя через все возможные каналы на сознание учащихся, важно не только доказывать, почему гуманное отношение к другому человеку — ярчайший показатель нравственной воспитанности того, кто такое отношение проявляет, но и важнейший резерв для дальнейшего духовного обогащения и совершенствования личности — носительницы такого отношения, потому что при гуманном, доверительном отношении к нему другой человек показывает все лучшее, что накопила его душа, что дал ему нажитый жизненный опыт.
Воздействия, направленные на развитие у школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности, чтобы стать убеждениями, должны обязательно не просто задевать, а захватывать эмоциональную сферу учащегося. А для этого нужны не только идеи, а и обязательно люди, способные своим примером увлечь ребят, побудить к активной работе те социально-психологические механизмы заражения и подражания, которые были упомянуты выше. Ведь, как известно, зажигает только тот, кто сам горит.
Чтобы формируемое у школьника убеждение в необходимости высокогуманного отношения к другим людям стало действительно регулятором его поведения, для этого крайне существенно создание ситуаций, которые ставили бы ребенка, подростка, юношу в условия, когда они совершали поступки, свидетельствующие об их товариществе, самоотверженности при защите слабых, милосердии, чуткости и уважении, интернационализме и о наличии у них многих других качеств, подтверждающих, что в их личности интенсивно идет развитие отношения к другому человеку как к ценности.
Естественно, что на этом пути у школьников любого возраста бывают и могут быть личностные проявления и противоположного характера, например, обнаружатся зависть, стремление покуражиться над беззащитным, черствость, высокомерие, слабодушие перед неправедной силой и др.
Разумеется, старшими — родителями и педагогами — должна вестись продуманная работа, направленная на инициирование и закрепление у детей, подростков, юношей поведения, выражающего высокогуманное отношение к другим людям, и подавляться и искореняться поведение, являющееся антиподом первому. И чем богаче и разнообразнее будет педагогическая инструментовка этой
работы и чем продуманнее и тоньше будут учитываться при ее проведении индивидуальные особенности личности школьника, тем скорее придет желаемый воспитательный результат. И здесь нельзя рассчитывать на то, что успех принесет одна лишь «парная педагогика»: ребенок — родитель, ребенок — учитель. Как и при решении других воспитательных задач и в этом случае нужны теснейшая координация усилий семьи и школы, непосредственных воздействий на ребенка, подростка, юношу авторитетных для них взрослых и непременное привлечение к решению этой задачи ребячьего коллектива.
О последнем воспитательном факторе я бы хотел сказать особо, потому что в последнее время в педагогической печати наметилась тенденция приглушать его воспитательное значение, а между тем понятно, что если в классном или в школьном коллективе непоказной гуманизм в общении педагогов с учащимися подкрепляется гуманизмом в обращении учащихся друг с другом, и их коллектив дает немедленно отпор надругательствам над честью и достоинством любого своего члена или вообще любого человека, тогда формирование у каждого школьника отношения к другому человеку как к высшей ценности происходит более активно: каждый школьник — член коллектива — сильнее побуждается к сознательной выработке у себя такого отношения.
И еще важно, проводя всю эту работу, не увлечься однолинейно направленными усилиями на формирование у школьника нужного отношения к другим людям в отрыве от развития всех других отношений в структуре его личности. Например, чтобы учащийся хорошо учился, надо добиваться, чтобы побуждениями для него были бы не только интерес к знаниям или стремление самоутвердиться, но и желание доставить удовлетворение дорогим его сердцу людям, а бережливое отношение к материальным ценностям побуждалось бы пониманием, что они нужны не только ему, но и другим людям.
Если обобщить все сказанное выше о формировании у школьника отношения к другим людям как к высшей ценности, то станет ясно то, что насколько продвинутым окажется развитие у него этого качества, как, впрочем, и каким будет развитие в целом его личности, это будет зависеть от того, каким воздействиям он подвергнется в процессе социализации, то есть влияниям так сказать, стихийно
идущим от общества, в котором он живет, какие воздействия он будет получать при целенаправленном воспитании его и как он сам будет отвечать на все эти воздействия, то есть каким будет воспитание им самого себя.