Направление 3. Победа и поражение
Примерные темы итогового сочинения
Направление 1. Разум и чувство
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Примерные темы сочинений
1. Как связаны между собой разум и чувство?
2. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
3. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г. Белинский.)
4. Как Вы понимаете утверждение В.П. Ключевского: «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством…»?
5. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…»?
6. Что, по-вашему, должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
7. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.)
8. Как Вы понимаете слова М.М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств»?
9. Дерзость разума или человечность спасительны для мира?
10. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге…»?
11. «Ум – способность только материальная, душа же живёт тем, что нашёптывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский.)
12. Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
13. Что сильнее в человеке: разум или чувства?
14. Согласны ли Вы с утверждением Ф. Шиллера: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце»?
15. Возможен ли конфликт между разумом и чувствами?
Направление 2. Честь и бесчестие
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Примерные темы сочинений
1. Нравственный выбор человека: честь и бесчестие.
2. Тема чести и бесчестия в русской литературе.
3. Что такое честь и бесчестие?
4. Как Вы понимаете утверждение А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять…»?
5. Что значит идти дорогой чести?
6. Идея личной чести и судьба Родины в русской литературе.
7. Может ли честь противостоять бесчестию?
8. «Береги честь смолоду…» (Пословица.)
9. Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
10. Что такое честь истинная и честь ложная?
11. Честь и долг: как связаны эти понятия?
12. Согласны ли Вы с утверждением Б. Паскаля: «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье»?
Направление 3. Победа и поражение
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Примерные темы сочинений
1. Горечь поражений и величие побед.
2. Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
3. К чему могут привести человека поражения?
4. В чём важность победы над собой?
5. Путь к самому себе: победы и поражения.
6. Может ли поражение стать победой?
7. Может ли победа быть поражением?
8. Победы или поражения помогают человеку найти себя?
9. Победы и поражения героев русской литературы.
10. Что даёт человеку чтение книг о прошедших войнах?
11. Согласны ли Вы с утверждением Э. Хемингуэя: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»?
12. «Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение». (Ю. Цезарь.)