Анализ основных теорий лидерства
Природа лидерства. Менеджер или лидер: ключевое различие. Общая характеристика теорий лидерских качеств: ранние работы и современные исследования.
Общая характеристика поведенческих теорий лидерства. Автократическое и демократическое руководство. Особенности либерального стиля руководства. Континуум стилей руководства Р. Лайкерта. Сравнительная характеристика эффективности применения стилей лидерства: эксплуататорско-авторитарного, благосклонно-авторитарного, консультативно-демократичес-кого и основанного на участии. Понятие об управленческой решетке Р. Блейка и Дж. Мутона.
Общая характеристика ситуационных теорий лидерства. Модель руководства Ф. Фидлера. Правила изменения стиля руководства в зависимости от характера текущей управленческой ситуации. Ситуационная модель лидерства
Т. Митчела и Р. Хауса, эффективность ее применения в практике менеджмента. Теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара и ее графическая интерпретация. Характеристика модели принятия решений руководителем В. Врума и
Ф. Йеттона. Понятие о «дереве решений» и адаптивном руководстве.
Современные теории лидерства: транзакционное, трансформационное и харизматическое лидерство. «Заменители» лидерства.
10. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ И НОВОВВЕДЕНИЯМИ
В ОРГАНИЗАЦИИ, ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Изменения и их объективная необходимость в менеджменте. Признаки, делающие необходимыми изменения (диагностика необходимости), и их основные группы: прямые, косвенные и т.п. Положительные и отрицательные стороны нововведений в управлении организационным поведением персонала. Основные объекты изменений.
Роль менеджера по персоналу в управлении изменениями. Понятие об инициаторах инноваций и маргинальных лицах. Аутсайдеры и основные причины их творческой активности. Типы аутсайдеров и немаргинальных лиц. Схемы эмоциональной реализации нововведений.
Принципы формирования рабочих групп, реализующих инновации и ролевой подход к данной проблеме. Характеристика требований к ролевым лицам. Методика проверки эффективности инновационных групп.
Модель процесса управления изменениями, использование психологических установок персонала для управления инновациями. Причины сопротивления изменениям и принципы их преодоления.
Понятие о концепции персонального развития. Культура неформальных групп. Характеристика основных стадий формирования необходимого уровня культуры неформальных групп: диагностика, повышение квалификации, совершенствование технологии.
Значение персонального развития для организации. Основные этапы планирования персонального развития. Принципы управления деловой карьерой.
11. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ, КОНФЛИКТЫ
И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Анализ понятий «поведенческий маркетинг» и «клиентурный тип поведения» персонала. Основные характеристики маркетинговой поведенческой среды. Три типа поведенческой ориентации руководителя: сбытовая, конъюнктурная и маркетинговая. Формы антиклиентурного и псевдоклиентурного поведения, их диагностика и способы предотвращения. Параметры измерения степени ориентации организации на клиента. Обучение и развитие персонала для улучшения качества обслуживания клиента.
Понятие о конфликтах в области управления персоналом и их классификация. Структура конфликта. Соотношение конфликтов и поведенческого маркетинга.
Неконструктивные конфликты и их дисфункциональные последствия. Четыре типа продуктивных конфликтов: внутриличностный, межличностный, личностно-групповой и межгрупповой. Четыре формы проявления межгрупповых конфликтов: линейно-штабная, межгрупповая дискриминация, организационная, трансформативная.
Классификация основных причин, вызывающих конфликтные ситуации, и базовые способы их устранения. Структурные способы, области их применения и степень эффективности. Межличностные способы и условия их практической реализации.
12. СТРЕССЫ В СТРУКТУРЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
Классификация организационных факторов стресса. Способы элиминирования организационных факторов стресса: со стороны подчиненного и руководителя.
Классификация психических состояний персонала как результатов стресса. Понятие об утомлении, его механизме, субъективном ощущении и трех основных стадиях. Действия менеджера по снижению степени утомления персонала. Характеристика состояния монотонии. Обязанности менеджера по профилактике монотонии. Признаки монофилов и особенности их профориентации. Состояние психической напряженности и механизм ее проявления. Характеристики напряженного, тормозного, трусливого и прогрессивного типов поведения.
Психосоматические последствия стресса. Классификация эмоциональных форм проявления стресса. Связь эмоциональных форм с конкретными явлениями снижения работоспособности персонала. Влияние систем мотивации труда на эмоциональные формы проявления стресса и их психосоматические последствия.
Особенности управления организационным поведением в стрессовой деятельности. Классификация мотивов и установок, побуждающих персонал работать в условиях стресса. Качества, необходимые менеджеру и подчиненным для успешных действий в стрессовых ситуациях. Параметры оценки психологической готовности индивидуумов к действиям в условиях стресса.
Гетерорегуляционные и ауторегуляционные методы психорегуляции организационного поведения персонала в условиях стресса. Психогигиена стресса в управлении персоналом. Методы восстановления психической работоспособности. Общее понятие о психофармакологическом воздействии на психосоматические последствия стресса.
13. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
Понятие об этнопсихологии. Модель национальной культуры Г. Хофстеда. Теория модальной личности. Этнические стереотипы и их использование в управлении организационным поведением. Авто и гетеростереотипы оценки национального менталитета. Понятие об этнических установках и этнических конфликтах в области трудового поведения.
Влияние национального менталитета на эффективность мотивации трудовой деятельности и диагностику профессиональной пригодности. Особенности организационного поведения лиц, принадлежащих к различным этносам и конфессиям.
Социальные, юридические, этические и экономические условия осуществления мультинациональных операций. Препятствия на пути культурной адаптации, этноцентризм. Культурный шок и пути его преодоления. Методы ликвидации барьеров, препятствующих культурной адаптации персонала. Производительность труда и культурные возможности. Коммуникации между представителями различных культур.
5. Темы практических и семинарских
занятий, тематических дискуссий
и деловых игр