Движущие силы и механизмы психического развития ( анализ основных теорий)

Выготский Л.С. называет следующие закономерности возрастного психического развития:

Неравномерность — неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций. В связи с этим различают периоды подъема, стабилизации и спада;

Гетерохронность — разновременность асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций;

Неустойчивость развития - проявляется в возрастных кризисах развития;

Сензитивность развития - выражается в периодах повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию);

Кумулятивность развития - результат развития на каждой предшествующий стадии включается в последующую, претерпевая определенную трансформацию;

Дивергергентность — конвергентность хода (процесса) возрастного развития — означает дифференциацию и повышение разнообразия психологической функции, с одной стороны, и их интеграцию т. е. свертывание с другой.

^ Механизмы психического развития — научное понятие, которое используется для описания и объяснения конкретных процессов преобразования объекта развития (В.И. Слобочиков). Например:

интериоризация как присвоение норм социальных отношений и превращение интерпсихического в интрапсихическое (П.Жане, Л.С. Выготский);

подражание формам поведения другого (А. Бандура);

рефлексия как механизм «раздвоения» данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков).

Понятие «механизмы развития» имплицитно входит в понятие «движущие силы развития».

26. Закономерности психического развития: неравномерность, непрерывность, стадиальность, асинхронность, системность.

1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью. Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики

2. Неустойчивость развития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

3. Сенситивность развития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

4. Кумулятивность психического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентность—конвергентность хода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.

Наши рекомендации