Тема 7. Коммуникативная личность
1. Какие качества коммуникатора вы можете назвать индивидуальными, а какие – социально обусловленными? Кто такой кредитный коммуникатор?
2. Чем отличаются «люди престижа» и «лидеры мнений»? К какой из перечисленных групп Вы бы отнесли специалиста по связям с общественностью? А – руководителя предприятия?
3. Как соотносятся понятия «языковая личность» и «коммуникатор»?
4. Расскажите об основных типах и характеристиках коммуникативной личности. Охарактеризуйте функции коммуникативной личности
5. Охарактеризуйте основные задачи менеджера по связям с общественностью в рамках коммуникационной компании.
Задание 1.Составьте сравнительную таблицу, исходя из определения понятия личности в философии, психологии и социологии.
Задание 2.Проанализируйте себя как члена и как лидера группы с точки зрения сформированности коммуникативных навыков.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. — М., 2003. — С. 43-46.
2. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004. – С. 61-67
Творческие задания
Творческое задание № 1
Назовите и охарактеризуйте аудиторию сериала «Торговый центр», «Универ», «Ефросинья. Таёжная любовь», «Интерны», «Воронины», «След» и др.): укажите причины популярности.
Творческое задание № 2
Составьте схему взаимосвязи речевой деятельности с другими видами деятельности.
Творческое задание № 3
На основе анализа литературы, выпишите основные функции языка. (Источник: http://www.langust.ru/review/lang_h03.shtml)
Творческое задание № 4
Сделайте конспект работы А.А.Леонтьева «Слово в речевой деятельности» (М., 1965) и сформулируйте свой вывод относительно роли слова в речемыслительной деятельности человека.
Творческое задание № 5
Определите участие в речевой деятельности: речевого аппарата, механизмов интеллекта, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Творческое задание№ 6
Проведите наблюдение за ребенком раннего или дошкольного возраста составьте протокол невербальных и речевых проявлений ребенка. Сделайте выводы о способах общения ребенка раннего (дошкольного) возраста со взрослыми.
Творческое задание № 7Сделайте конспект работы Н.И.Жинкина «Речь как проводник информации» (М., 1982) и сформулируйте собственный вывод относительно роли речи в мыслительной деятельности человека.
Творческое задание № 8Охарактеризуйте с содержательной точки зрения модели порождения речевого высказывания из работ Л.С.Выготского («Мышление и речь»), А.А.Леонтьева («Психологические единицы порождения речевого высказывания»), А.Р.Лурия («Язык и сознание»), Н.Хомского («Язык и мышление»).
Творческое задание № 9
Назовите и охарактеризуйте гендерные, семейные роли и роли друзей в мультфильмах «Король лев» и «Каникулы в Простоквашино» (возможен выбор мультипликационного фильма студентом).
Творческое задание № 10
Опишите пять особенностей речевой организации человека, выделенных Л.В.Щербой в статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании». Объясните различия между ЯЗЫК1 и ЯЗЫК2 с учетом специфики их формирования.
Творческое задание № 11
Раскройте точку зрения Л.С.Выготского на вопрос о соотношении мышления и речи в филогенезе и онтогенезе. (Источник: Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999)
Творческое задание № 12
1. Дайте характеристику внутренней речи по Л.С.Выготскому. Чем она отличается от внешней речи человека?
2. Идентичности журналистов частного и государственного ТВ: причины различий и соотношение с нормативными теориями СМИ.
Творческое задание № 13
1.Дайте характеристику технократического подхода к изучению коммуникации: структура, особенности и функции.
Творческое задание № 14
1. Каковы основные виды используемых коммуникативных стратегий? Какие из них Вы предпочитаете?
2. Что представляет собой речевое поведение человека согласно схеме Ч.Осгуда? Объясните суть процессов, происходящих на каждом из рассматриваемых уровней.
Основная литература к курсу «Основы теории комуникации»
1. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: Краткий курс. – М.: АСТ:Восток-Запад, 2007.
2. Основы теории коммуникации. Под ред. Василика М.А. − М.: Гардарики, 2006.
3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. − М.: Социальные отношения: Перспектива, 2004.
4. Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. − М., 1993.
Дополнительная литература
5. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Сост. Ж.В.Николаева.- Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004
6. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – Томск: Томский политехн.ун-т, 2004. – С. 34-40
7. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура : курс лекций.- 2-е изд., Москва: Академия, 2007.
8. Мирошниченко И.В. Семиотика: конспект лекций - Москва : А-Приор, 2007.
9. Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации: Учебное пособие [Электронный ресурс]: http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/. – СПб.: Санкт-Петербургский ун-т телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича, 2007.
10. Почепцов Г. Теория коммуникации: Учебник [Электронный ресурс]: http: // www.zipsites.ru/books/pocheptsov_teoriya_kommunikatsii/. М.: Рефл-бук, 2001.
11. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. Воронеж, 2000. С. 4-20.
12. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
13. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
14. Шрейдер Ю. А. Логика знаковых систем. — М., 1974.
15. Норман Б.Ю. Проблема происхождения человеческого языка // Основы языкознания. Минск, 1996. С. 70-86.
16. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. – М., 1973.
17. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998.
18. Норман Б.Ю. Язык как система знаков // Основы языкознания. Минск, 1996. С. 7-49.
19. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
20. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.
21. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
22. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2008.
*** Внимание! Источники, помеченные жирным шрифтом, имеются на кафедре и у преподавателя в электронном виде.