Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 519

Во второй половине XIX в. с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина воз­никли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механиз­мы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях яв­ления действительности. Более того, Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и ин­стинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разум­ных форм поведения у животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у челове­ка (3. Фрейд, У. Макдугалл, И. П. Павлов и др.). В ходе этих исследований изме­нилось представление о потребностях. Если раньше исследователи, как правило, пытались связать потребности с нуждами организма и поэтому использовали по­нятие «потребность» чаще всего для объяснения поведения животных, то в про­цессе трансформации и развития научных воззрений данное понятие стали ис­пользовать и для объяснения поведения человека. Следует отметить, что исполь­зование понятия «потребность» в отношении человека привело к расширению этого понятия. Стали выделять не только биологические, но и некоторые соци­альные потребности. Однако главной особенностью исследований мотивации по­ведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принци­пиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму. Челове­ку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное.

Одним из первых проявлений такой крайней, по существу биологизаторской, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла, предложенные в конце XIX в. и получившие наибольшую попу­лярность в начале XX в. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы челове­ческого поведения к врожденным инстинктам. Так, в теории Фрейда таких ин­стинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стад­ности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, ин­стинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В бо­лее поздних работах Макдугалл добавил к перечисленным еще восемь инстинк­тов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Разработанные теории инстинктов все же не смогли ответить на многие вопро­сы и не позволили решить ряд весьма существенных проблем. Например, как до­казать существование у человека этих инстинктов и в какой мере могут быть све­дены к инстинктам или выведены из них те формы поведения, которые приобре­таются человеком прижизненно под влиянием опыта и социальных условий? А также как в этих формах поведения разделить собственно инстинктивное и при­обретаемое в результате научения?

Споры вокруг теории инстинктов не смогли дать научно обоснованного ответа ни на один из поставленных вопросов. В итоге все дискуссии закончились тем, что

520 • Часть IV. Психические свойства личности

само понятие «инстинкт» применительно к человеку стало употребляться вс< реже. Появились новые понятия для описания поведения человека, такие как по­требность, рефлекс, влечение и другие.

В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция, в рамках кото­рой все поведение человека объяснялось наличием у него биологических потреб­ностей. В соответствии с данной концепцией было принято считать, что у челове­ка и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают оди­наковое воздействие на поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удов­летворение потребности ведет к снижению напряжения. В этой концепции прин­ципиальных различий между понятиями «инстинкт» и «потребность» не было, Зс исключением того, что инстинкты являются врожденными, а потребности могу! приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Следует отметить, что использование понятий «инстинкт» и «потребностью в данной концепции имело один существенный недостаток: их использование устраняло необходимость учета в объяснении поведения человека когнитивны? психологических характеристик, связанных с сознанием и с субъективными со­стояниями организма. Поэтому данные понятия впоследствии были заменены по­нятием влечения, или драйва. Причем под влечением понималось стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленному в ви­де некоторой цели, ожидания или намерения на фоне соответствующего эмоцио­нального переживания.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений в начале XX в. возникли еще два новых направления. Их возникновение в значи­тельной степени было обусловлено открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности Поведенческая концепция мотивации по своей сути являлась логическим продол­жением идей основоположника бихевиоризма Д. Уотсона. Представителями это­го направления, получившими наибольшую известность, являются Э. Толмен К. Халл и Б. Скиннер. Все они пытались объяснить поведение в рамках исходное схемы бихевиоризма: «стимул—реакция».

Другая теория — теория высшей нервной деятельности — была разработан;

И. П. Павловым, а ее развитие продолжено его учениками и последователями, сре­ди которых были следующие: Н. А. Бернштейн — автор теории психофизиологи­ческой регуляции движений; П. К. Анохин, предложивший модель функциональ­ной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамика поведенческого акта; Е. Н. Соколов, который открыл и исследовал ориентировоч­ный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологически;

механизмов восприятия, внимания и мотивации, а также предложил модель кон­цептуальной рефлекторной дуги.

Одной из теорий, возникших на рубеже Х1Х-ХХ вв. и продолжающих разра­батываться сейчас, является теория органических потребностей животных. оне возникла и развивалась под влиянием прежних иррационалистических традиций в понимании поведения животных. Ее современные представители видят свою за­дачу в том, чтобы объяснить поведение животных с позиций физиологии и биоло­гии.

Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 521



Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности • 519 - student2.ru

Имена

„«.и™

Макдугалл Уильям (1871-1938) — англо-американский психо­лог, основатель «гормической психологии», согласно которой ин­стинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Макдугалл заявил о себе как об оригинальном мыслителе в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ «Основные про­блемы социальной психологии», где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в ос­нову его «гормической психологии» как части динамической психо­логии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе.

Навык, по мнению Макдугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ори­ентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал ир­рациональные, инстинктивные побуждения. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и об­служивается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждений, они получают свое выражение в соответствую­щих телесных приспособлениях.

Первоначально Макдугалл выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвра­щение), любознательность (удивление), агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), са­моутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внут­ренним выражением инстинктов являются эмоции.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появ­ляться в психологической науке начиная с 30-х гг. XX в. Первой из них была тео­рия мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы ра­боты представителей гуманистической психологии —Г. Мюррея, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса и др. Рассмотрим некоторые из них.

Достаточно широкую известность получила мотивационная концепция Г. Мюр­рея. Наряду с выделенным У. Макдугаллом перечнем органических, или первич­ных, потребностей, идентичных основным инстинктам, Мюррей предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподоб-ных влечений в результате воспитания и обучения. Это потребности достижения успехов, аффилиации, агрессии, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры. непри­ятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Впослед­ствии кроме этих двадцати потребностей автор приписал человеку еще шесть: при­обретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Другая, еще более известная концепция мотивации поведения человека, при­надлежит А. Маслоу. Чаще всего, когда говорят о данной концепции, имеют в виду существование иерархии человеческих потребностей и их классификацию, пред­ложенную Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последо­вательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей

Наши рекомендации