Обследование речевого развития детей
ЛЕТ
СЕРИЯ 1
Задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).
НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ.
Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:
мама — мамочка — мамуля,
брат — братик — братец,
зайка — заинька — зайчишка — зайчище,
дом — домик — домище.
Фиксируются: объяснение значений слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (домик — маленький дом, домище — большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).
ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ.
Задание направлено на выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения:
бежать — подбежать — выбежать,
писать — подписать — переписать,
играть — выиграть — проиграть,
смеяться — засмеяться — высмеять,
шел — отошел — вошел.
Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть — это хорошо, а проиграть — плохо).
ПОДБЕРИ СЛОВО.
Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например: умный — рассудительный
слабый — ...
робкий — ...
старый — ...
Фиксируется: умение составлять синонимические пары.
ОБЪЯСНИ.
Задание направлено на выявление понимания переносного значения прилагательных.
Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, золотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.
Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на выявление состояния фонематического слуха.
1. ИГРА «ЭХО».
Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:
па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;
па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;
са-за-са, за-са-за;
са-ша-са, ша-са-ша.
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
ПОВТОРИ.
Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:
крыша — крыса дочка — точка — кочка
полено — колено бабушка — кадушка — подушка
земля — змея мишка — миска — мышка
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.
Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук з, хлопни в ладоши». Затем называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок. Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: ш, с, л. При затруднении взрослый сам называет несколько слов (шапка, шуба), помогая ребенку включиться в выполнение задания.
Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его возможность правильно выделять указанные звуки хлопками и подбирать слова с заданным звуком.
УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ.
Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово, например дом, и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». При затруднении взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.
Фиксируется: умение ребенка производить звуковой анализ слов.
СЕРИЯ 3
Задания направлены на выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).
УГАДАЙ, ЧТО ЭТО.
Задание направлено на выявление овладения обобщающими словами.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку отгадать загадки:
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч.)
Ростом разные подружки и похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка.)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)
Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой, А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Фиксируются: возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.
КТО ЧТО ДЕЛАЕТ.
Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.
Оборудование: сюжетные картинки.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 359—368.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:
«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.
ПОДБЕРИ СЛОВО.
Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать близкие к нему слова, например:
большой, огромный, громадный,
смелый, ... (отважный, храбрый),
тайна, ... (секрет, загадка).
Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.
СКАЖИ НАОБОРОТ.
Задание направлено на выявление умения образовывать слова-действия с помощью приставок.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с противоположным значением. Например: наливает — выливает. Предлагаются следующие слова: входит — ... (выходит), влетает — ... (вылетает), закрывает — ... (открывает), приплывает — ... (отплывает), собирает — ... (разбирает), приклеивает — ... (отклеивает).
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.
ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ.
Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений природы.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать к нему с лова-действия.
Например:
Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьет, вяжет, готовит.
Мальчик ... (читает, пишет, играет, дерется, прячется, строгает, шалит).
Собака ... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегает, ласкается, служит).
Кошка ... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, облизывается, умывается).
Курица ... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит).
Самолет ... (гудит, летит, взлетает, приземляется).
Ручей ... (бежит, звенит, журчит, течет).
Лист ... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтеет, опадает, шуршит).
Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени существительному слова-действия.
СЕРИЯ 4
Задания направлены на выявление состояния слоговой структуры слов.
ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.
Задание направлено на проверку умений произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие предложения: «В магазине продаются полотер, пылесос. Листья падают — наступает листопад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку приехал самосвал».
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и воспроизводить слова сложной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на выявление умения самостоятельно составлять связные высказывания.
РАССКАЖИ СКАЗКУ.
Задание направлено на выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок»).
Методика обследования: ребенка просят рассказать сказку «Колобок», при затруднении взрослый помогает
ребенку и начинает рассказывать первым: «Жили-были дед и баба, замесила баба тесто и слепила колобок. Что было потом?»
Фиксируется: умение ребенка выстраивать сюжетную линию, придерживаясь основного содержания сказки.
ПЕРЕСКАЖИ.
Задание направлено на выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа.
Методика обследования: ребенку предлагают прослушать и запомнить сказку, а затем пересказать.
«Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и... увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули».
Фиксируются: умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.