Ч-к принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду настоящих обезьян, семейству гоминид, роду Homo, виду H.S. 4 страница

В противоположность полиц-ой гипотезе происхождения человека была сформулирована моноц-ая гипотеза, известная также под названием «Из Африки». Согласно этой точке зрения, непрерывная смена поколений в популяциях человека на Ближнем Востоке не доказана. Действительно, период от 150 до 50 тыс. представлен здесь очень небольшим количеством ископаемых остатков. Сам же факт того, что люди, жившие здесь до и после этого времени, были морфологически очень похожи, еще ни о чем не говорит. Согласно моноцентрической гипотезе, род Homo на протяжении своей эволюционной истории был представлен многими независимо эволюционировавшими видами и формами. Но только одна из этих групп, возникшая как считается, в Африке (хотя, может быть, и на Ближнем Востоке), дала начало современным людям. Остальные, включая тех, кто успел широко расселиться по земному шару, вымерли, не оставив следа.

Существует также«сетевая» модель, кот.предполагает наличие постоянных генетических обменов между популяциями представителей рода Homo на разных континентах.


21. Научные теории антропогенеза.

Первым включил человека в систему животного царства Карл Линней. Объединил чел.с обезьяной; выделил отряд приматы(от лат.примус-первый)-отряд высших млекопит.полуобезьяны, обезьяны и человек. Это был первый революционный шаг. Английский зоолог Т.Гексли и швейцарский анатом К.Фогт проводили исследования по систематике и указали человеческое родство чел.с обезьянами.(1пол.19в.).

Ч.Дарвин(1871г.) «Происхождение чел. и половой отбор». Он видел ближайших родственников в обезьянах, но не один из них (ныне существующих обезьян) не м.б. предковой формой человека. Дарвин оказался прав. Наряду с семейством антропоморфных отрядов приматов выд-ся отряд гоминиды- (насемейство человечьих). Оно объединяет совр.чел. и их ближайших предков. Для этого семейства хар-но: большой мозг, выпрямленное положения тела, походка на 2х конечностях(двуногая локомоция), подвижная кисть руки. Состав семейства трактовался по-разному. Одни выделяют 1род-homo(в семействе гоминид), счит.,что входят все ископаемые формы и современный человек. Эта точка зрения не общепринята.Часто в семействе homo выд-ют 2 вида: 1. ископаемые находки примитивного человека(homo premigenium, erectus)., 2.homo sapiens- человек разумный. Т.о., современный чел.образует собой вид sapiens рода homo, относящегося к семейству гоминид отряда приматов, класс-млекопитающие.

Отряд приматы-семейство гоминид-человекообразные обезьяны;гоминиды(или человечьи), гиминины (люди) – род homo - premigenium, erectus- sapiens.

Кроме этих теорий сложилаь еще одна- трудовая теория (Ф.Энгельс) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876г.). Суть в том, что –«труд создал человека». Именно трудовая деятельность (пища, защита от врагов,потребность адаптации к климатич.условиям) и явилась созданием человеческого общества. Человек выживал коллективно – совместная деятельность. Современные данные говорят о том, что к тому времени когда человек приступил к целеполагающей деятельности он уже владел речью и был sapiens.

1. «Трудовая»

Наиболее авторитетно изложена Ф.Энгельсом в статье «Роль труда Ч-к принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду настоящих обезьян, семейству гоминид, роду Homo, виду H.S. 4 страница - student2.ru в процессе превращения обезьяны в человека» и существенно дополнена, как теория антропогенеза, в работе «Происхождение семьи Ч-к принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду настоящих обезьян, семейству гоминид, роду Homo, виду H.S. 4 страница - student2.ru , частной собственности и государства».

Для уровня развития науки середины 19-го века весьма и весьма остроумная и доходчивая теория. Сразу после появления теории эволюции биологических видов Дарвина можно было поверить, что и труд мог появиться в стае обезьян вследствие группового естественного отбора. Однако с тех пор, сама дарвиновская теория несколько модернизировалась, дополнилась механизмами фоновых мутаций, экологических кризисов как триггеров их проявления и симбиозов как механизмов развития, усложнения поведения. Кроме того накопился массив этологических наблюдений за животными и особенно приматами, который никак не могли найти в биологических инстинктах опору для таких чисто человеческих стереотипов поведения как систематический труд или использование языка.

Так что между эволюцией биологических видов и социальной эволюцией человеческой культуры выявилась огромная причинно-следственная «дыра», так и не закрытая наукой.

Никто так инее смог объяснить, почему вдруг обезьяна начала трудиться – не пользоваться отдельными природными орудиями, а систематически изготовлять инструменты и постоянно пользоваться ими.

2. «Сексуальная»

Главными конкурентами марксистов всегда были фрейдисты. Поэтому попытка номер два научно объяснить причины и следствия антропогенеза была предпринята лично З.Фрейдом в работе «Тотем и Табу Ч-к принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду настоящих обезьян, семейству гоминид, роду Homo, виду H.S. 4 страница - student2.ru ». Эта попытка была «чуть теплее», поскольку выводила первопричину социального разрыва биологического кольца инстинктов из биологических же причин. Якобы чрезмерная напряженность полового инстинкта из-за запрета, поддерживающего вожаком стаи, должна была привести к убийству праотца. И из этого нарушения порядка родились все культурны табу и прочие стереотипы.

Однако, опять же приматологи и этологи, как ни старались, не обнаружили ни в одной стае приматов никакой возможности для вожака удержать персонально полную дисциплину. А если запрет имел какой-то иной обязательный для всех механизм ограничения инстинктов, поддерживаемый все стаей, то это уже культурное табу, которое тоже надо как-то объяснить. «Мыло-мочало». Ну и опят же гомосексуализм и онанизм среди молодых самцов отлично снимает все лишние напряжения. То есть и фрейдисты тоже пальнули в молоко.

3. «Водная»

После откровений Фрейда, естественно, наступило определенное затишье, чтобы общество могло перевести дух. Поэтому следующая в достаточной степени оригинальная теория антропогенеза, объясняющая очень многие детали, хотя и не претендующая на большее – была выдвинута американским зоологом Д.Моррисом, написавшим еще более остроумную книгу «Голая обезьяна Ч-к принадлежит к классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду настоящих обезьян, семейству гоминид, роду Homo, виду H.S. 4 страница - student2.ru ».

Основная и хорошо обоснованная мысль – биологический предок человека для формирования очень многих признаков, таких как отсутствие шерсти, приспособленная к постоянному прямохождению мускулатура, жировая прослойка и многие другие – должен был пройти водную стадию развития. То есть сопротивление водной среды во всех других случаях биологической дивергенции и конвергенции видов (тюлени, дельфины) давало похожие результаты. Однако, и в этом случае недостаток теории состоит в отсутствии объяснения причин, по которым прачеловек, оставаясь не морским, а прибрежным видом, вдруг занялся «водным спортом», постоянными тренировками.


22. Расогенез. Основные факторы и этапы расообразования.

РАСОГЕНЕЗ (700 тыс. лет назад/питекантроп) – процесс становления и р→тия расовой дифференциации человечества по мере расширения ойкумены.

Факторы расогенеза:

• естественный отбор;

• дрейф генов;

• изоляция популяций;

• смешение популяций.

Среди факторов расогенеза наибольшая роль принадлежит естественному отбору, особенно на ранних стадиях расообразования. За цвет кожи ответственны кожные клетки, содержащие пигмент называемый меланином. Все люди, за исключением альбиносов, имеют в клетках кожи меланин, количество которого детерминируется генетически. В частности, образование пигмента определяется присутствием гена, контролирующего тирозиназу которая катализирует конверсию тирозина в меланин. Однако помимо тирозиназы на пигментацию кожи оказывает влияние еще один фермент, за который ответствен другой ген, содержащийся в клетках людей с белой кожей и влияющий на количество в ней меланина. Когда этот фермент синтезируется, то меланин образуется в малых количествах и кожа является белой. Напротив, когда он отсутствует (не синтезируется), то меланин образуется в больших количествах и кожа является черной.

Имеются данные, позволяющие считать, что для цвета кожи имеет значение и меланин, стимулирующий гормон. Таким образом, в контроле цвета кожи принимают участие, по меньшей мере, три пары генов.

Значительно выступающий узкий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, благодаря чему холодный воздух нагревается, что защищает от переохлаждения гортань и легкие. Развитие слизистых способствует большей теплоотдаче. Курчавые волосы лучше предохраняют голову от перегрева, так как создают воздухоносную прослойку. Вытянутая высокая голова тоже нагревается слабее, чем широкая и низкая. Несомненно, что эти признаки являются адаптивными. Таким образом, в результате мутаций и естественного отбора многие расовые признаки возникали как приспособление к условиям географической среды обитания.

К факторам расогенеза относятся также дрейф генов, изоляция и смешение популяций. Дрейф генов, контролирующих признаки, способен изменять генетическую структуру популяций. Подсчитано, что в результате дрейфа генов облик популяций может измениться на протяжении 50 поколений, т.е. около 1250 лет. Сущность генетического дрейфа состоит в том, что в изолированных популяциях, где почти все браки эндогамны, значительно повышаются шансы встречи в аллельных парах рецессивных генов, снижается уровень гетерозиготности и повышается концентрация рецессивов в гомозиготном состоянии.

Изоляция популяций проявлялась в различных формах и объемах. Например, географическая изоляция первобытных коллективов в эпоху палеолита сопровождалась дифференциацией их генетического состава, прерыванием контактов с другими коллективами. Различные географические барьеры оказывали влияние не только на генетическую дифференциацию популяций, но и на концентрацию культурных традиций. Смешение популяций имело значение в далеком прошлом и еще большее значение — при формировании молодых рас. В далеком прошлом более прогрессивные формы встречались с архаичными, что вело не только к истреблению последних, но и к метисации. Среди «молодых» рас наиболее характерной является североамериканская цветная раса (негритянское население США), которая возникла в результате смешения лесной негроидной расы с расами банту, а также северо-западной европейской, альпийской, средиземноморской и, возможно, другими расами Южно-африканская цветная раса возникла на основе банту, бушменов и готтентотов. В настоящее время на Гавайских островах формируется новая расовая группа вследствие метисации европеоидов, монголоидов и полинезийцев.

На современном этапе будущее рас определяется рядом действующих в наше время факторов. Продолжается рост численности населения земного шара, уве- личивается его миграция, повышается частота межрасовых браков. Предполагают, что благодаря двум последним факторам в отдаленном будущем начнет формироваться единая раса человечества. В то же время возможно и другое последствие межрасовых браков, связанное с формированием новых популяций с собственными специфическими сочетаниями генов.

Раса - исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно-обусловленными морфологич-ми и физиологич-ми признаками.

Расовые особенности наследственны, яв-ся приспособительными к условиям сущ-ния/ выживания.

Не все наследственные признаки м/ считаться расовыми, а только те, к-ые имеют известный ареал своего распр-ния, т.е. наследственный х-р и геогр-й ареал распрост-я необходимы, чтобы физический признак считался расовым.

Популяции – носители стабильных расовых сочетаний внутри локальных рас.

Этапы расообразования:

1 этап – формирование первичных очагов расообразования и основных расовых стволов – западного и восточного; эпохи низшего и среднего палеолита, около 200 тыс. лет назад, т.е. совпадают с возникновением ч-ка современного типа.

2 этап – выделение вторичных очагов расообразования и формирования ветвей в пределах основных расовых стволов; верхний палеолит, частично мезолит, ок. 15-20 тыс. лет назад.

3 этап – становление локальных рас, иерархически соподчиненных по отношению к расовым ветвям и стволам; канун мезолита и неолита, ок. 10-12 тыс. лет назад. Ойкумена заселена целиком. Пр→сс ув-ния числ-ти ч-ва → более интенсивная эксплуатация уже заселённых земель и освоение экологических ниш.

4 этап – возникли четвертичные очаги расообразования и сформировались популяции с углубленной расовой дифференциацией, сходной с современной; эпоха бронзы и раннего железа, т.е. в 4-3 тыс. до н.э.

Выделяют четыре этапа расообразования. На первом этапе имело место формирование первичных очагов расообразования (территории, на которых происходит этот процесс) и основных расовых стволов — западного (европеоиды, негроиды и австралоиды) и восточного (азиатские монголоиды и монголоиды и американоиды). Хронологически это приходится на эпохи низшего или среднего палеолита (около 200 000 лет назад), т.е. совпадает с возникновением человека современного типа. Следовательно, основные расовые сочетания в западных и восточных районах Старого Света складывались одновременно с оформлением признаков, присущих современному человеку, а также с переселением части человечества в Новый Свет. На втором этапе происходило выделение вторичных очагов расообразования и формирование ветвей в пределах основных расовых стволов. Хронологически этот этап приходится на верхний палеолит и частично мезолит (около 15 000 — 20 000 лет назад). На третьем этапе расообразования происходило становление локальных рас. По времени это канун мезолита и неолита (около 10 000 — 12 000 лет назад). На четвертом этапе возникли четвертичные очаги расообразования и сформировались популяции с углубленной расовой дифференциацией, сходной ссовременной. Это началось в эпоху бронзы и раннего железа, т.е. в IV—III тысячелетиях до нашей эры.

23. Понятие расы. Расовые признаки первого и второго порядка. Основные классификации человеческих рас.

Раса - исторически сложившаяся в определенных географических условиях группа людей, обладающая некоторыми общими наследственно-обусловленными морфологич-ми и физиологич-ми признаками.

Расовые особенности наследственны, яв-ся приспособительными к условиям сущ-ния/ выживания.

Не все наследственные признаки м/ считаться расовыми, а только те, к-ые имеют известный ареал своего распр-ния, т.е. наследственный х-р и геогр-й ареал распрост-я необходимы, чтобы физический признак считался расовым.

Три основные расы:

Монголоидная (Азия)

1. Кожа смуглая, желтоватых оттенков.

2. Прямые жесткие черные волосы, узкий разрез глаз со складкой верхнего века (эпикантус).

3. Плоский и довольно широкий нос, губы развиты средне.

4. Третичный волосяной покров развит слабо: борода и усы у мужчин появляются поздно, редко достигают густоты.

5. Лицо плоское, скулы широкие, подбородок и челюсти мало выдаются вперед.

6. Рост у большинства средний или ниже среднего.

→Степной ландшафт, высокая темп-ра, её резкие перепады, сильный ветер.

Европеоидная (Европа)

1. Светлокожи (чтобы поглощать солнечные лучи).

2. Прямые или волнистые светло-русые или темно-русые мягкие волосы. Серые, зеленые или кари глаза.

3. Узкий и сильно выступающий нос (для согрева воздуха), нетолстые губы.

4. Среднее или сильное развитие волос на теле и на лице.

5. Мало выступающие вперед челюсти и верхний отдел лица, средне выступающий подбородок.

6. У большинства рост средний, нередко высокий).

Австрало-негроидная (Африка)

1. Тёмная кожа.

2.Курчавые темные волосы, карие или черные глаза.

3. Широкий нос, толстые губы.

4. Третичный волосяной покров развит слабо.

5. Лицо узкое и низкое, умеренно развитый подбородок, скулы выступают слабо.

6. Рост высокий или ниже высокого.

→Высокая влажность и темп-ра.

Смешение рас: Средиземноморье, Кавказ, Средняя, Южная и Юго-восточная Азия.

Расовые различия 1-го порядка – морфологические (цвет кожи, нос, губы, волосы).

Расовые различия 2-го порядка: приспособление к среде, изоляция на обширных простр-вах в рез-те резких рубежей м/у материками, соц-ная изоляция (эндогамия, обособление группы), спонтанная мутация (например, головной показатель, состав крови, состав костной ткани).

Вплоть до современности в антропологической литературе значительное место заняли попытки построить всё более и более полную и объективную классификацию человеческих рас. В основном они базировались на морфологии. До сих пор активно дебатируется проблема числа основных рас. Практически во всех схемах расовых классификаций обязательно выделяются как минимум три общие группы (три большие расы): монголоиды, негроиды и европеоиды, хотя названия этих групп могут меняться. Первая известная классификация человеческих рас опубликована в 1684 г. Ф. Бернье. Он выделял четыре расы, первая из которых распространена в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Индии и к которой близки также коренные жители Америки, вторая раса распространена в остальной части Африки, третья - в Восточной Азии, четвертая - в Лапландии.

К. Линней в десятом издании "Системы природы" (1758 г.) описал четыре географических варианта внутри введенного им же вида Homo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей. Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки -флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п.

В похожих классификациях Ж. Бюффона и И. Блюменбаха дополнительно выделялись южноазиатская (или малайская) раса и эфиопская раса. Впервые было высказано предположение о возникновении рас от единого варианта вследствие расселения в климатически различные области Земли. И. Блюменбах считал центром расообразования Кавказ. Он же впервые применил метод антропологической краниологии для построения своей системы.

В XIX в. расовые классификации усложнялись и дополнялись. В пределах больших рас стали выделяться малые, но признаками такого выделения в системах XIX в. зачастую служили черты культуры и язык.

Знаменитый французский естествоиспытатель и натуралист Ж. Кювье разделял людей на три расы по цвету кожи: кавказская раса; монгольская раса; эфиопская раса.

П. Топинар также выделял эти три расы по пигментации, но определял дополнительно к пигментации ширину носа: светлокожая, узконосая раса (европеоидная); желтокожая, среднешироконосая раса (монголоидная); чернокожая, широконосая раса (негроидная).

А. Ретциус ввёл в антропологию термин «черепной указатель», и его четыре расы (1844 г.) различались по сочетанию степени выступания лица и головному указателю.

Э. Геккель и Ф. Мюллер положили в основу классификации рас форму волос. Они выделили четыре группы: пучковолосые (лофокомы) — главным образом готтентоты: шерсистоволосые (эриокомы) — негры; волнистоволосые (эуплокомы) — европейцы, эфиопы и др.; прямоволосые (эуплокомы) — монголы, американцы и др.

Три основных подхода к классификации рас:

а) без учета происхождения - выделяют три большие расы, которые, включают в себя 22 малые, часть из которых – переходные, изображается в виде круга;

б) с учетом происхождения и родства -выделение признаков архаичности (древних) и эволюционной продвинутости отдельных рас; изображается в виде эволюционного древа с коротким стволом и расходящимися ветвями;

В) на основе популяционной концепции -основывается на данных палеоантропологических исследований; суть - большие расы представляют собой огромные популяции, малые расы – субпопуляции больших, внутри которых конкретные этнические образования (нации, народности) являются более мелкими популяциями. Получается структура, включающая в себя уровни иерархии: индивидуум – этнос – малая раса – большая раса.

Классификация Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина (1963 г.): 3 большие расы, 16 малых рас и 6 промежуточных рас. Расовая схема, опубликованная в учебнике антропологии Я. Я. Рогинского и М. Г. Левина (1963), выделяет три ствола:

экваториальный, или австрало-негроидный,

евразийский, или европеоидный,

азиатско-американский, или монголоидный.

В каждом стволе пять рас и две переходных, занимающих место между основными расами:

Экваториальная или австрало-негроидная большая раса

Евразийская или европеоидная большая раса

Азиатско-американская или монголоидная большая раса

Классификация Г.Ф. Дебеца (1958):3ствола, 33 малые расы, 47 групп. Очень своеобразна схема расовых взаимоотношений, представленная крупным отечественным антропологом Г. Ф. Дебецом (1958). Она наглядно учитывает взаимные связи отдельных антропологических типов. Из всех других она наиболее близка к генеалогическому древу человека. Однако, из-за этого же схема крайне сложна и практически непредставима в текстовом или табличном виде. Г. Ф. Дебец выделял три большие расы (негроавстралоидную, европеоидную и монголоидную), в каждой большой расе — по несколько ветвей, в каждой ветви — малые расы, а в малых расах — типы.

Классификация В.В. Бунака (1980 г.):4 ствола (Тропический, Южный, Западный, Восточный), 12 расовых ветвей, 53 расы. Бунак представлял расовую дифференциацию в виде дерева (1980). Его «стволы» и «ветви» он разделял на основе представлений о древности и глубине расхождения отдельных антропологических вариантов. Основные подразделения Бунак назвал расовыми стволами: тропическим, южным, западным и восточным.

Тропический расовый ствол (Африканская расовая ветвь, Океанийская расовая ветвь), Южный расовый ствол (Континентальная расовая ветвь, Древнеиндонезийская расовая ветвь), Западный расовый ствол (Кушитская расовая ветвь, Средиземная расовая ветвь, Средиземноморская расовая ветвь, Европейская расовая ветвь), Восточный расовый ствол (Уральская расовая ветвь, Сибирская расовая ветвь, Южноазиатская расовая ветвь, Американская расовая ветвь).

Система классификации И.Деникера — это первая серьёзная система, основанная только на биологических признаках. Выделенные автором группы практически в неизменном виде, хотя и с другими названиями, перешли в более поздние расовые схемы. И. Деникер впервые использовал идею двух уровней дифференциации — выделение сначала основных, а затем второстепенных рас.

Деникер выделял шесть расовых стволов:

группа А (шерстовидные волосы, широкий нос): бушменская, негритосская, негрская и меланезийская расы;

группа B (курчавые или волнистые волосы): эфиопская, австралийская, дравидийская и ассироидная расы;

группа C (волнистые, тёмные или чёрные волосы и тёмные глаза): индоафганская, арабская или семитская, берберская, южноевропейская, иберо-островная, западно-европейская и адриатическая расы;

группа D (волнистые или прямые волосы, блондины со светлыми глазами): северо-европейская (нордическая) и восточно-европейская расы;

группа E (прямые или волнистые, чёрные волосы, тёмные глаза): айносская, полинезийская, индонезийская и южноамериканская расы;

группа F (прямые волосы): североамериканская, среднеамериканская, патагонская, эскимосская, лопарская, угорская, турко-татарская и монгольская расы.

Среди европейских рас, кроме вышеупомянутых, Деникер выделял определённые подрасы: северо-западную; субнордическую; вистульскую или восточную.


24. Этногенез, его основные этапы и формы.

ЭТНОГЕНЕЗ (8-7 тыс лет до н.э/ 40 тыс. лет назад/H.S.) – исторический пр→сс происхождения эносов от их зарождения до до формирования целостных этносоц-х организмов.

Эпоха неолита: ув-сь числ-ть населения, расширились первоначальные пределы ойкумены, переход к производящему хоз-ву, зак-ся формирование племенных групп.

Чел-во вначале представляло однородную группу → идёт расселение людей → адаптация к новым геогр-м климатич-м условиям → изменения → образование разных расс. Чем дальше люди отдалялись от исходной точки, тем больше отличия; тоже происходило и с языком (гипотеза Толстого о первичной языковой непрерывности).

На самом раннем этногенеза исходные популяции людей б/ относительно малочисленны и эндогамны, осёдлы, т.е. перемещались в пределах своей промысловой тер-рии. Замкнутость популяций б/ относительна и периодически нарушалась → адаптация. В рез-те вливания новых членов происходило взаимод→вие 2-х естественных видов. Объединялись в пределах больших тер-рий и по сходным морфологическим признакам → закрепление этнических признаков. В пределах популяции формиров-сь первичное самосознание, основанное на противопоставлении своих и чужих. Формировалась специфика технологий изготовления труда, складывался свой тип хоз-ной д→ти.

Род → племя → народность → нация → народ как суперэтнос (группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя как мозаичная целостность).

Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики, сознанием своего единства и отличием от др. народов (т.е. наличие этнич-го самосознания, этнич-й самоидентичности).

Этнос как соц. и псих-кая общность людей устойчива во времени, яв-ся для каждого ч-ка надёжной поддержкой, выполняет ф-цию защиты своих членов, ф-ции форм-я единых общих жизненных цен-тей и норм поведения для своих членов.

Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

В этнографии различают два исторических типа этногенеза:

Этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей.

Этногенез современного типа на базе уже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в наше время могут считаться США, где в одном «котле» варятся представители нескольких волн иммиграции из Западной и Восточной Европы, Палестины, арабского мира вообще, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая и Японии, потомки африканских рабов и испано-индейского населения Латинской Америки).

Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов этногенетических процессов — консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).

На пр→сс этногенеза на ранней стадии сказывались массовые переселения, сопровождавшиеся завоеваниями одних этнических групп лр-ми. Этнич. Последствия таких переселений б/ разными: 1) если переходили на слабо освоенные земли, не происходило складывания новых этнических групп; возм-но приобретали новые навыки, но не больше; 2) если переселялись на территории автохтонного населения (т.е. исходное) – то и у коренного и у пришлого населения появ-сь новые хар-ные черты. Происходит синтез. Субстрат – коренное население + суперсират – пришлое население = новый этнос.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для нового этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик, отличающие его от иных (в том числе соседствующих) этносов. У членов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание — этноним (например,американцы или заявленная, но не состоявшаяся, новая общность «советский народ»).

При изучении этногенеза определённого народа привлекаются данные смежных наук — этнографии, антропологии, археологии, сравнительного языкознания.

25. Концепции этногенеза Л.Н. Гумилева, Бромлея Ю.В., Арутюнова С.А., Чебоксарова Н.Н.

Этногенез — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Концепции и теории этноса

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии РФ занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков.

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

Наши рекомендации