Виды мышления, выделенные по различным основаниям

Виды мышления, выделенные по различным основаниям - student2.ru

Рис. XI.10.

ное мышление (см.) есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Выделяют также наглядно-образное (см.) и абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Виды мышления, выделенные по различным основаниям - student2.ru

Рис. XI.11. Составляющие продуктивности

ума

Важнейшие характеристикиума

Самостоятельность мышления умение использовать общественные --------:------------------------------>- опыт, независимость собственной мысли
   
Критичность мышления -------------------------------------■>- объективная оценка других и себя
 
Глубина мысли способность анализировать, сравнивать, находить существенное
   
Гибкость мысли ^_ умение находить пути решения задачи
 
Пытливость мысли потребность всегда искать наилучшее
решение

Все указанные качества индиви- ности ума с возрастом (полученная дуальны, изменяются с возрастом, в экспериментальных условиях) поддаются коррекции. Связь критич- представлена на графике XI. 12.

Виды мышления, выделенные по различным основаниям - student2.ru

Рис. XI.12. Корреляция критичности мышления с возрастов

Схема формирования типов мышления в зависимости от характера обучения

Тип обучения Характер умственных операций Тип мышления
Алгоритмное обучение Описательно-объяснительное обучение Проблемно-поисковое обучение Точное копирование преподавателя и учебника Полусамостоятельное осмысливание. Преобразование и усвоение учебного материала Самостоятельное синтезирование новых понятий из элементов имеющихся знаний Репродуктивное стандартное мышление Полусамостоятельное репро-дуктивно-вариативное мышление Самостоятельное творческое (продуктивное мышление)

Эффективность решения детьми задач, данных в словесном и

наглядно-образном плане до и после обучения решению наглядно-действенных задач (в %; по данным Г. И. Минской)

Возраст детей Решение задач
В словесном плане В наглядно-образном плане
до обучении после обучения до обучения после обучени!
3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет 0 0 0 13,3 21,7 33,3 65,0 86,5 0 66,5 13,3 25,0 50,0 51,7 75,0 91,7

Соотношение между типом ориентировки и эффективностью решения задач в наглядно-действенном плане (в % к числу задач, решавшихся в каждой возрастной группе;

по данным Г. И. Минской)

Типориентировки Возраст детей
3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6 — 7 лет
решают не решают решают не решают решают не решают решают не решают
I II III IV 6,8 10,3 51,8 3,5 22,4 5,2 21,3 54,5 15,2 3,0 2,6 19,9 64,1 1,3 6,8 5,3 1,3 13,0 70,1 9,1 6,5

Наши рекомендации