Виды мышления, выделенные по различным основаниям
Рис. XI.10.
ное мышление (см.) есть наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Выделяют также наглядно-образное (см.) и абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление.
Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности.
Рис. XI.11. Составляющие продуктивности
ума
Важнейшие характеристикиума
Самостоятельность мышления | умение использовать общественные --------:------------------------------>- опыт, независимость собственной мысли |
Критичность мышления | -------------------------------------■>- объективная оценка других и себя |
■ | |
Глубина мысли | способность анализировать, сравнивать, находить существенное |
Гибкость мысли | ^_ умение находить пути решения задачи |
■ | |
Пытливость мысли | потребность всегда искать наилучшее |
решение |
Все указанные качества индиви- ности ума с возрастом (полученная дуальны, изменяются с возрастом, в экспериментальных условиях) поддаются коррекции. Связь критич- представлена на графике XI. 12.
Рис. XI.12. Корреляция критичности мышления с возрастов
Схема формирования типов мышления в зависимости от характера обучения
Тип обучения | Характер умственных операций | Тип мышления |
Алгоритмное обучение Описательно-объяснительное обучение Проблемно-поисковое обучение | Точное копирование преподавателя и учебника Полусамостоятельное осмысливание. Преобразование и усвоение учебного материала Самостоятельное синтезирование новых понятий из элементов имеющихся знаний | Репродуктивное стандартное мышление Полусамостоятельное репро-дуктивно-вариативное мышление Самостоятельное творческое (продуктивное мышление) |
Эффективность решения детьми задач, данных в словесном и
наглядно-образном плане до и после обучения решению наглядно-действенных задач (в %; по данным Г. И. Минской)
Возраст детей | Решение задач | |||
В словесном плане | В наглядно-образном плане | |||
до обучении | после обучения | до обучения | после обучени! | |
3—4 года 4—5 лет 5—6 лет 6—7 лет | 0 0 0 13,3 | 21,7 33,3 65,0 86,5 | 0 66,5 13,3 25,0 | 50,0 51,7 75,0 91,7 |
Соотношение между типом ориентировки и эффективностью решения задач в наглядно-действенном плане (в % к числу задач, решавшихся в каждой возрастной группе;
по данным Г. И. Минской)
Типориентировки | Возраст детей | |||||||
3—4 года | 4—5 лет | 5—6 лет | 6 — 7 лет | |||||
решают | не решают | решают | не решают | решают | не решают | решают | не решают | |
I II III IV | 6,8 10,3 51,8 | 3,5 22,4 5,2 | 21,3 54,5 | 15,2 3,0 | 2,6 19,9 64,1 | 1,3 6,8 5,3 | 1,3 13,0 70,1 | 9,1 6,5 |