Юридические нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.

По функциональной ролив механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы - правила поведения, общие и специальные.

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия.

С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те, и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия.

Соответственно под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права.

Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права.

Отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос “что регулирует нормы права?”, а вторые - “как?”.

Процессуальные правовые нормы- правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.

По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Содержание методов правового регулированиясоставляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов:

1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведение субъекта;

2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;

4) рекомендательный,предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения.

По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы они подразделяются на законодательные нормы,обладающие высшей юридической силой и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнения закона.

По сфере действия- юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия.

Нормы ограниченного действия - это предписания, пределы приложения которых определяются пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся:нормы республиканского, краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам (работникам определенных министерств и ведомств, работникам с определенными условиями труда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, обстановка военного времени, стихийное бедствие и т.п.).

Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.

Получило распространение деление правовых норм на основании особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Наши рекомендации