Приемы воздействия на аудиторию.
• Считайтесь с мнением других. Для слушателей важно уважение их ценностей, их представления о жизни. Поймите, что дорого для аудитории, проявите интерес к этому, тогда люди вас выслушают и обратят внимание на основные тезисы и выводы.
• Оратор и его аудитория должны соответствовать друг другу. Это хорошие способы привлечения внимания. Старайтесь даже внешне походить на своих слушателей. Если это студент оденьтесь стильно.
• Прочувствуйте аудиторию. Задавайте вопросы, отвечайте на реплики из зала, конечно, корректные. Если вы проявите искренний интерес, то слушатели обязательно на это откликнутся.
• Предлагайте решения и выводы только после того, как удалось расположить слушателей к себе. Ведите их за собой после того, как они вам поверили и стали вам доверять.
• Не уставайте поддержать интерес слушателей. Помните, что человек способен концентрироваться не более получаса. Чтобы не потерять аудиторию, через равные промежутки времени используйте комплимент, обмен мнениями, экскурс в историю или личный опыт.
Теория и практика дискуссии
Дискуссия -обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе.
Этапы дискуссии:
Вступление в контакт членов дискуссии. Постановка насущной проблемы (определение цели разговора, выявление проблематики). Уточнение предмета и мнений по данному поводу ее участников. Поиск альтернативных вариантов решения данной проблемы. Обсуждение и оценка всего сказанного. Установление согласия между членами дискуссии и поиск единого выхода из проблемы. Если же сама по себе дискуссия оказывается неэффективной, она замирает еще на этапе поиска альтернативных вариантов, просто не доходя до уровня общего решения проблемы.
Речевой этикет.
Речевой этикет
Речевым этикетом называют определенный свод правил культурного вежливого обищения, манеры речевого поведения.
Задача речевого этикета помочь организовать эффективное взаимодействие, опираясь на нормы социальной адаптации людей друг другу.
Основными этикетными жанрами являются: благодарность, просьба, приветствие, прощание, извинение, поздравление, комплимент, похвальное слово, вежливая оценка, приглашение, отказ, возражение.
Очень важно, каким тоном и с какой интонацией ведётся разговор. Начиная беседу, согласно речевому этикету принято говорить обо всем, кроме того, что может нанести оскорбление или обидеть кого-либо. Говорить не очень громко, не привлекать внимание окружающих. Жесты должны быть умеренными.
41.Выразительные средства языка: тропы (метафора,метонимия,эпитеты и др)
Тропы (греч. "поворот") - это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей речевой выразительности.
Наиболее распространёнными видами тропа являются сравнения, эпитеты, метафоры, метонимии, гиперболы, аллегории, олицетворения, перифразы, синекдохи.
Метафора (греч. "перенос") - это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Метонимия (греч. "переименование") в отличие от метафоры основана на смежности.Слово смежные в этом случае следует понимать как тесно связанные друг с другом.
Синекдоха (греч. "соотнесение") - троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое - вместо части, множественное число - вместо единственного.
Эпитет (греч. "приложенное") - это образное определение явления, предмета; это - слово, определяющее какие-либо качества, его свойства или признаки.
Гипербола (греч. "преувеличение") - образное выражение , содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
Аллегория (греч. "иносказание") - это приём или тип образности, основой которого служит иносказание - запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе.
Олицетворения - это особый вид метафоры-иносказания - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
Сравнения - это сопоставление двух явлений, что бы пояснить одно из них при помощи другого, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
42. Выразительные средства языка: стилистические фигуры (риторический вопрос, парцелляция, аллюзия и др.)
Стилистические фигуры - особые обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм и усиливающие выразительность текста. Поскольку фигуры образуются сочетанием слов, в них используются те или иные стилистические возможности синтаксиса.
Существуют три основополагающие группы, по которым можно классифицировать выразительные средства: фонетические, лексические и синтаксические.
Фонетические средства:
Аллитерация - повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Ассонанс - повторение гласных звуков.
Лексические средства:
Антонимы - слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению.
Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление.
Литота - художественное преуменьшение, ослабление свойств признака до несуществующих в реальности размеров.
Индивидуально-авторские неологизмы - позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы.
Метафора- скрытое сравнение, в основе которого лежит сопоставление одних предметов с другими, имеющими общий признак, сходство между далекими предметами и явлениями.
Синтаксические средства:
Из общей массы СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР 13 основных: 1) анафора, 2) эпифора, 3) инверсия, 4) градация, 5) антитеза, 6) оксюморон, 7) параллелизм, 8) умолчание, 9) эллипсис, 10) риторический вопрос, 11) риторическое обращение (восклицание), 12) бессоюзие, 13) многосоюзие.
Анафора(единоначатие) - это повтор отдельных слов или оборотов в начале предложения.
Эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.
Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Антитеза - оборот, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров.
Оксюморон- яркий стилистический прием образования речи, состоящий в создании нового понятия с соединением контрастных по назначению слов с целью оттенить их логически несовместимые значения и создать сложный и яркий образ.
Градация - стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов.
Инверсия - обратный порядок слов в предложении.
Эллипсис - синтаксическое средство выразительности, заключающееся в пропуске одного из главных членов предложения или даже обоих.
Умолчание - синтаксический прием, состоящий в сознательном использовании автором не до конца выраженной мысли, предоставляя читателю самому дополнить её.
Риторическое обращение (риторическое восклицание) -конкретное обращение к кому-либо (чему-либо).
Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий.
Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями: отсутствие союзов придает выражению стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.