Введение: общая характеристика эмоций
Фондовая лекция
по
ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема № 8
«Психология эмоций»
Москва 2010
ПЛАН:
Введение: Общая характеристика эмоций | 3-4 |
Вопрос 1: Основные проблемы психологии эмоций | 5-15 |
Вопрос 2: Основные направления развития представлений об эмоциях | 15-28 |
Вопрос 3: Понятие эмоций, их основные функции, развитие и значение в жизни человека. | 29-38 |
Вопрос 4: Физиологические основы эмоций | 39-48 |
Вопрос 5: Классификация эмоций | 49-75 |
Заключение | 75-77 |
Список литературы |
Введение: общая характеристика эмоций.
Любой миг своего существования мы пребываем в определённом эмоциональном состоянии. Оно существенно влияет на все наши мысли и действия, в зависимости от него мы видим или, наоборот, не замечаем чего-то. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие - безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличными для нас. Ощущая их, мы испытываем иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные удовольствие или неудовольствие. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, т. е. насыщено эмоциями и чувствами.
Полемизируя со знаменитым высказыванием Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую», Жан Жак Руссо утверждал, что «существовать - значит чувствовать, ибо чувства стоят несравненно выше разума». Прямо противоположной точки зрения придерживался Спиноза, который заложил фундамент психологии эмоций: «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении страстей я называю рабством. Ибо человек, подверженный страстям, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хоть и видит перед собой лучшее, однако вынужден следовать худшему...». (Б.Спиноза, О человеческом рабстве или о силах аффектов).
Сегодня многие учёные полагают, что люди главным образом рациональные существа и основа нашего бытия познавательно-интеллектуальная. Ведь современный человек нередко учится два десятка лет, причём долгий образовательный процесс преимущественно сводится к усвоению больших объёмов информации. Другие, напротив, склонны считать, будто люди по своей природе, прежде всего, эмоциональные существа. Даже обучение наиболее эффективно, если происходит через переживание.
Некоторые исследователи уверены, что эмоции в основном разрушают и дезорганизуют поведение, являются источником психосоматических заболеваний. Их оппоненты, наоборот, видят в эмоциях начало, организующее и структурирующее поведение человека.
Согласно одним представлениям, немало проблем, связанных с психическим здоровьем, могут быть решены, если люди научатся контролировать, подавлять сильные, неадекватные ситуации эмоции. Согласно иным - для поддержания психического здоровья очень важно принимать эмоции и уметь свободно выражать их.
Однако, несомненно, что эмоции и чувства составляют существенную часть нашего внутреннего мира. Понимать себя - это во многом значит разбираться в тех эмоциональных состояниях, которые мы переживаем, и уметь влиять на них.
Эмоции отражают потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов.
В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.