Общая характеристика эмоций и чувств

На отдельные факты и явления, на все, что нас окружа-ет, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление - все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощу-щения - цвет, вкус, запах - не бывают для нас безразлич-ными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудо-вольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим и пр. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже по-ступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования... В мыс-лях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствова-



ния наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле»1.

Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событи-ям и ситуациям в жизни.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях че-ловека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че-ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда пред-метны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную зна-чимость. Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения прида-ют эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, орга-нических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетво-рение его потребностей.

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость - грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. Эта полярность дает основание для деления чувств на положи-тельные и отрицательные. Если наши потребности удов-летворяются, то это вызывает у нас положительные эмо-ции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции - это приятные для человека чув-ства, отрицательные - неприятные.

Но некоторые переживания настолько сложны, много-гранны, что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным, например, у А.С. Пушкина: «Мне грустно и легко, печаль моя светла». В таких случаях говорят о двой-ственности чувств. Так, один и тот же человек может од-новременно любить и ненавидеть, если испытывает чув-ство ревности.

1 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.,1953.-Т.1.-С. 389.



Перед реальной или мнимой опасностью у человека воз-никает состояние напряжения. Проявляется оно в особой переключаемости внимания, в скованности движений. Пе-реход от состояния напряжения к его разрешению при-ятен. Эту особенность чувств используют в литературе, те-атре, кино: события показывают так, чтобы вызвать все более нарастающее напряжение у зрителей или читателей. Тогда развязка событий приводит к возникновению силь-ных положительных эмоциональных состояний.

При ожидании какого-либо значимого события чело-век переживает возбуждение. Первый выход на сцену, сви-дание с дорогим нам человеком, ожидание ребенком Деда Мороза с подарками и пр. вызывают это чувство.

Эмоциональный шок - своеобразное потрясение, выра-жается часто в кратковременной дезорганизации поведе-ния. Например, неожиданно обрадованный человек как бы «теряется», не знает, что сделать. Особенно ярко это про-является при внезапном испуге, вспышке гнева и пр.

Стенжеские и астенические эмоции различаются тем,что вызывают активное или пассивное состояние, повы-шают или угнетают жизнедеятельность человека. Стени-ческие (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вы-зывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) - уменьшают активность, энергию человека: это тоска, пе-чаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чув-ства в зависимости от индивидуальных особенностей че-ловека могут проявляться как в стенической, так и асте-нической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость у одного бурная, возбуждающая энергию, у другого - ти-хая, расслабляющая.

Чувства человека выполняют в жизни различные функ-ции: оценивающую- положительные и отрицательные эмо-ции показывают, как человек относится к чему- либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; на-правление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мывоспринимаем более ясно и точно.

Люди существенно отличаются друг от друга эмоцио-нальным развитием. Основные различия в эмоциональной сфере людей определяются следующим: 1) на что направ-лены чувства и какое отношение они выражают. Гнев мо-жет быть благороден, а радость презренна в зависимости



от того, на кого и на что они направлены; 2) каковы лег-кость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний. Например, В. Солоухин: «Назвать остров или пролив именем любимой женщины - и взять женщину, не поинтересовавшись, как ее зовут. Посвятить женщине по-эму и дать ей рубль. Преодолевать ради нее тысячеверст-ные расстояния - и не проводить до троллейбусной оста-новки»; 3) устойчивость и глубина чувства. Так, любовь от-личается от увлечения прежде всего не интенсивностью чувства, а его глубиной, т.е. как глубоко в личность про-никает это чувство, заполняет ли все сферы психической деятельности человека. О. Бальзак писал: «Любят сильнее или же слабее в зависимости от большего или меньшего числа струн, затрагиваемых у нас в сердце», или К. Паус-товский: «... у любви тысячи аспектов, и в каждом из них-свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

Эмоциональная сфера прошла длительный путь раз-вития - от примитивной чувственной реакции у живот-ных к высшим чувствам человека. У животных эмоции - ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей свя-зи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохра-нения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или не-удовлетворении органических потребностей в еде, жили-ще, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особен-ности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, со-здали основу для формирования специфически челове-ческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у че-ловека в связи с появлением новых потребностей. Куль-турные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человечес-ких чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.

Значение эмоций в психической деятельности челове-ка и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведе-



ния искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При рав-нодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства - ему ин-тересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятель-ности будет много.

Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть луч-шего запоминания со стороны учеников или более успеш-ной работы мысли - все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмо-ционально окрашенный факт запоминается крепче и проч-нее, чем безразличный...

Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель дол-жен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позабо-титься о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знани-ем. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру»1.

Наши рекомендации