Тема 3. Развитие представлений о предмете психологии
Этапы развития представлений о предмете психологии. Донаучный этап (до VII-VI вв. до н.э.). Философский этап (VIII-VI вв. до н.э. – конец XVIII-начало XIX вв.). Античная психология. Психология средневековья. Психология Возрождения и Нового Времени. Развитие рационалистического и эмпирического подходов к изучению души. Ассоцианистическая психология (конец XVIII-середина XIX в.). Экспериментальная психология (середина XIX- начало XX в.). Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30 годы XX в.). появление новых методов исследования. Этапы развития предмета психологии по М.С. Гусельцевой (допарадигмальное состояние, классическая рациональность, неклассическая рациональность, постнеклассическая рациональность).
Представления древних философов о душе.Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Психологические воззрения Гераклита, Алкмеона, Эмпедокла, Анаксандра и Демокрита. Философско-психологическая система Сократа-Платона. Учение Аристотеля о душе. Учение Эпикура о душе.
Древнекитайское учение о душе.Особенность базового набора психологических понятий, использование системы символов. «Комплекс пяти стихий» (вода, огонь, дерево, металл, почва), символизирующий набор функциональных уровней психики. Представления о самосовершенствовании.
Православная психология о душе.Трехсоставность человека (дух, душа и тело). Духовная жизнь. Телесная жизнь. Св. Дмитрий Ростовский, Св. Феофан Затворник, Иоанн (Крестьянкин), В. Войно-Ясенецкий (Св. Лука), И.А. Ильин о структуре души и ее самосовершенствовании.
Представления о душе в Средневековье.Богословско-идеалистическая интерпретация природы души в учениях Платона и Августина. Психологи Востока в Средневековье. Идеалистическая система Ф. Аквинского. Материалистические тенденции в психологии позднего Средневековья.
Явления сознания как предмет психологии.Р. Декарт и Дж. Локк о задачах и методах психологии. В. Вундт о предмете психологии. Выделение в сознании отдельных элементов и изучение взаимосвязи между ними. Выделение психологии в самостоятельную науку, имеющую свой предмет и метод. Обоснование экспериментального метода.
Поведение как предмет психологии.Физиологическая психология. Изучение фактов поведения (внешних проявлений психической деятельности). Соотношение фактов поведения и фактов сознания. Внешние телесные реакции, жесты, движения, жесты, действия, поступки – явления, относимые к поведению, Дж. Уотсон о смене предмета психологии (1913 г.) под влиянием здравого смысл а и запросов практики. Введение научного объективного метода – основной вопрос бихевиоризма. Поведение как система реакций. Понятие стимула и реакции. Концепция условных рефлексов как база психологической теории бихевиоризма. Экспериментальная программа Дж. Уотсона – проследить жизнь человек от колыбели до смерти. Ограниченность схемы S®R для объяснения поведения. Промежуточные переменные по Э. Толмену (цели, намерения, гипотезы, образы ситуаций). Оперантные реакции по Б.Ф. Скиннеру. Необихевиоризм. Классическое и оперантное обусловливание как универсальные механизмы научения животных и человека.