Основные проблемы: дошкольный и младший школьный возраст | Причины возникновения проблем | Задачи коррекционно-развивающей работы | | |
| | психолог | педагог | родитель | | |
| | | | | | |
Несоответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме | Педагогическая запущенность. Социальная запущенность. Дефекты развития | Диагностика уровня психического развития. Развитие познавательных мотивов. Коррекция и развитие памяти, мышления; активизация словаря; усвоение сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций; сенсомоторное развитие | Обогащение и активизация словаря; формирование звуковой и грамматической правильности речи; формирование выразительности речи на основе интонационных и лексических средств, планирующей и регулирующей функции речи | Коррекция и развитие внимания, памяти, мышления, речи. Сенсомоторное развитие. Развитие познавательных мотивов | | |
Проблема готовности к обучению в школе | Несоответствие уровня требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям. Отсутствие когнитивной зрелости. Отсутствие эмоционально-волевой зрелости. Отсутствие необходимого уровня социальной зрелости. Отсутствие необходимого уровня сенсомотороного развития. Неумение планировать пути достижения цели | Диагностика уровня психического развития. Выявление соответствия уровня развития знаний, умений, навыков возрастным ориентировкам. Коррекция и развитие основных компонентов в структуре психологической готовности к школе. Обеспечение мотивационной готовности | Коррекция конституирующих исходных знаний, обеспечивающих формирование понятий сохранения величины, количества и т. д.; формирование действий словесного и звукового анализа речи; развитие умения ориентироваться в пространственных отношениях; сенсомоторное развитие | Обеспечение мотивационной готовности. Развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, речи. Сенсомоторное развитие | | |
| Негативные тенденции личностного развития | Непонимание своеобразия личностного развития; неприятие ребенка. Несоответствие требований и ожиданий возможностям и потребностям детей. Непоследовательность, противоречивость, несогласованность требований; эффективность, доминантность или тревожность в отношениях с детьми | Диагностика негативных тенденций личностного развития и установление их причин. Устранение причин и последствий их влияния на личность ребенка. Отсутствие навыков общения. Высокие требования к окружающим. Неадекватная самооценка. Эмоциональная неустойчивость. Тревожность, боязнь общения, застенчивость | Развитие уверенности в себе, своих силах. Развитие навыков произвольной регуляции, способности к самоконтролю. Снижение уровня тревожности, страха, обиды, скованности | Развитие уверенности в себе, своих силах. Развитие навыков произвольной регуляции, способности к самоконтролю. Снижение уровня тревожности, страха, обиды, скованности | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Коммуникативные проблемы в семье и вне ее | Отсутствие навыков общения. Высокие требования к окружающим. Неадекватная самооценка. Эмоциональная неустойчивость. Тревожность, боязнь общения, застенчивость | Диагностика характера и причин затруднения. Формирование эмоциональной устойчивости. Формирование навыков адаптивного поведения. Повышение самооценки, уверенности в себе | Гармонизация отношений ребенка. Коррекция самооценки | Гармонизация отношений ребенка в семье. Коррекция самооценки | |
| Трудности адаптации к школе | Эмоциональная неустойчивость. Неуверенность в себе. Соматическая ослабленность. Отсутствие навыков самообслуживания. Чрезмерная опека в семье. Трудности в общении. Неадекватная самооценка | Развитие навыков самообслужива-ния. Развитие самостоятель- ности. Повышение самооценки | Развитие навыков самообслуживания. Развитие самостоятельности. Повышение самооценки | Развитие навыков самообслужива-ния. Развитие самостоятельности. Повышение самооценки | |
| | | | | | | | | | |