Коррекционно-развивающей работы с детьми.

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР и ФФНР.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.3049-13.

Формы и средства организации образовательной деятельности

Учитель-логопед:

· фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,

· индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

· фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

· экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

· беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

· музыкально-ритмические игры;

· упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

· этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

· игры-драматизации.

Специалист по ФИЗО:

· игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

· упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

· подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

· игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

· игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

· контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

· выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На фронтальных занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

-дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

-артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата)

-пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук); штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова и т.д.

-постановка звуков разными способами

-автоматизация звуков в речи

-дифференциация звуков в речи

-обогащение словарного запаса

-закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Система составления перспективного плана логопедической работы определяет содержание и максимальную нагрузку в организованных формах обучения (занятиях), с учетом индивидуальных особенностей детей и ориентирована:

· на значимость каждого вида занятий для коррекции дефекта;

· установки «Образовательной программы ДОУ» и программы «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

· сведения из проекта программы для детей с ОНР (Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина);

· психологические и возрастные возможности детей данных категорий.

Содержание коррекционно-развивающей работы.

Содержание Программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Содержание подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.

Реализация содержания образовательной области осуществляется через регламентируемые (занятия) и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, экскурсии, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Коррекционно-развивающая работа строится на общедидакти­ческих и специфических принципах.

Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учиты­вает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на он­тогенетическом принципе, учитывая закономерности разви­тия детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также прин­ципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентриче­ского наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволя­ет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное раз­витие.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и преду­сматривает совместную работу учителя - логопеда, педагога - психолога, музыкаль­ного руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского персонала ДОУ, воспитателей.

Особенностью программы является и реализация задач национально-регионального компонента.

Предметно-информационная составляющая образованности:

· иметь первоначальные представления о нравственной, эстетической, трудовой культуре родного края и ее взаимосвязи с культурой других регионов страны;

· иметь основные представления об этнокультурных особенностях народов Башкортостана на основе ознакомления с легендами, сказками, пословицами, загадками, поговорками;

· иметь представления об особенностях жизни детей и взрослых в ближайшем окружении ребенка, а также в других регионах страны;

· знать различия между письменной и устой речью;

· знать художественные произведения, в которых даются образцы речевого выражения эмоций, чувств человека;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

· проявлять способность выразить в слове, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения в соответствии с речевыми, моральными и эстетическими нормами;

· уметь соотносить свои поступки с нравственными нормами, утверждаемыми средой ближайшего окружения;

· уметь руководствоваться основными правилами самоорганизации, обеспечивающими успешную познавательную деятельность ребенка;

· уметь составить небольшой рассказ о себе, своей семье, природе, о диких и домашних животных.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

· ощущение эмоционального комфорта при общении с близкими родственниками, сверстниками, воспитателем в дошкольном учреждении;

· вера в достижении успехов при познании окружающего мира и формировании навыков доброжелательного общения с разными людьми;

· способность к проявлению чуткости, сочувствия, тактичности;

· отношение к окружающим людям в соответствии с уровнем проявления ими основных нравственных, эстетических норм;

· потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет повышения уровня самостоятельности в повседневной бытовой деятельности, самообслуживании, познании окружающего мира;

· ощущение готовности к обучению в школе;

Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

В логопедической группе коррекционное направление рабо­ты является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навы­ки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной рабо­той, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учи­тывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и нере­чевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т. д. Воспитатель, музыкальный руководитель, ру­ководитель физического воспитания осуществляют общеобразо­вательные мероприятия, предусмотренные программой ДОУ, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обес­печивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ

Наши рекомендации