ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... ных после тренинга, появляются такие элементы, как птичьи домики и кормушки (4 рисунка), а также изображается живой уголок
ных после тренинга, появляются такие элементы, как птичьи домики и кормушки (4 рисунка), а также изображается живой уголок, т.е. природа «вводится» в жизненную среду (3 рисунка). Таким образом, в рисунках отражается усиление значения практического и поступочного компонентов интенсивности отношения дошкольников к миру природы.
Рис. 57а. Характерные рисунки дошкольников на тему «Я и природа» до проведения эколого-психологического тренинга.
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 413 б)
Рис. 576. Характерные рисунки дошкольников на тему «Я и природа» после проведения эколого-психологического тренинга.
Итоги апробации эколого-психологического тренинга на группе школьников позволяют рассматривать его в качестве «активной формы включения личности в ситуации, которые актуализируют соответствующие психологические процессы, обеспечивающие формирование субъектно-этического типа отношения к природным объектам и природе в целом» (Коктыш, 1995, с. 63—64).
Психолога-педагогическая коррекция...
О психологической эффективности данного тренинга свидетельствуют результаты, полученные в исследовании С.Д.Дерябо (1995). Им использовалась методика, позволяющая охарактеризовать восприятие испытуемым данного объекта по шкале «объектное — субъектное», иными словами, ответить на вопрос: воспринимает он нечто как объект или как субъект.
В первой серии испытуемым предлагалось оценить пять категорий: «Я сам», «Человек», «Животное», «Растение» и «Неодушевленный предмет». Затем им предлагалось вспомнить любимое животное, подумать, какое оно, кем для них является, написать его имя на экспериментальном бланке «так, чтобы ему [животному] понравилось» (т.е. практически выполнить тренинговое упражнение «Чистописание»). После этого во второй серии испытуемые оценивали те же объекты, но «советуясь» в каждом вопросе со своим любимым животным, обращаясь к написанному имени.
Затем было проанализировано наличие связей между оценками разных объектов. Оказалось, что в первой серии объекты разбились на две группы: в одну вошли «Я сам» и «Человек», а во вторую — «Животное», «Растение» и «Неодушевленный предмет». Внутри групп оценки взаимосвязаны, а между группами связей нет. Иными словами, испытуемые используют как бы две внутренние шкалы для оценок, в их восприятии существуют два независимых и даже противопоставленных мира: «человеческий» и «нечеловеческий» (рис. 58а). Эта картина, как уже говорилось, типична для антропоцентрического экологического сознания.
Рис. 58. Изменение взаимосвязей в образе мира личности под влиянием идеального взаимодействия с любимым животным: а) исходная структура (без взаимодействия), б) структура в ситуации взаимодействия.
методические а спекты психолого-педагогической коррекции 415
Принципиально иной характер носили взаимосвязи во второй серии, когда объекты оценивались в ситуации «советования» с любимым животным (рис. 586). При этом практически полностью разрушалась противопоставленность выявленных структур — «человеческое» и «нечеловеческое», испытуемые начинали использовать одну внутреннюю шкалу для оценки всех объектов мира! (Кроме того, сами оценки субъектности «Животных» и «Растений» повышались.) Такая картина характерна для эксцентрического экологического сознания.
Таким образом, в ситуации даже мысленного взаимодействия с любимым животным могут возникать не только количественные, но и качественные преобразования характера восприятия, происходить гармонизация образа мира личности: извечная противопоставленность, отчужденность человека и остального мира может преодолеваться.
Как уже говорилось, предлагаемые выше тренинговые упражнения могут служить основой для разработки подобных заданий и игр самими учителями. Так, ряд новых упражнений, базирующихся на методологии эколого-психологического тренинга, создан педагогами Центра комплексного формирования личности РАО (пос. Черноголовка). Например, в одном из них школьникам предлагается написать «жалобу» директору школы от имени какого-либо обитателя окрестных лесов. В процессе выполнения этого задания, несомненно, происходит актуализация таких психологических механизмов, какэмпатия, идентификация, субъектификация, интеллектуализация эмоций, рефлексия и т.д., играющих важнейшую роль в формировании субъектно-этического типа отношения к природе.
Представляется также перспективным включение* в эколого-психологический тренинг ряда заданий и игр, разработанных педагогами США, приведенных в книгах «Навоз для Поля и Коктейля» (Йоргенсен, Блэк, Хэлысы, 1992) и «Радость общения с природой» (Корнелл, 1995).
В заключение отметим, что для повышения результативности тренинга в него целесообразно включать также упражнения из классического социально-психологического тренинга, направленные на сплочение группы, снятие коммуникативных барьеров, самораскрытие участников и т.д., которые можно «упаковать» в экологический контекст. Например, известное упражнение «Поезд», в котором группа совместно движется по лестницам, коридорам, даже по улице (при этом глаза открыты только у первого