Идентификация стратегий в методике Дж. Брунера

Дж. Брунер [1977] непосредственно продолжил линию исследований Л. С. Выготского в том смысле, что предметом его изучения явился процесс формирования искусственных понятий, обобщений, сознательно производимых человеком. Он внес значительный вклад в разработку этой проблемы, использовав в экспериментах информационный подход. Раскрывая значение понятий как формы отражения и овладения воспринимаемым материалом, Брунер показывает, что бесконечное разнообразие, многогранность окружающего мира подавили бы нас своей сложностью, если бы люди не обладали способностью к категоризации, разбиению этого множества на сравнительно небольшое число классов, объединяющих в себе эквивалентные объекты, т.е. объекты, схожие между собой по некоторому ряду существенных, определяющих признаков. Но каким образом из бесконечного множества свойств и признаков объектов выделяются лишь некоторые как существенные, релевантные, полагаемые в основу классификации? Дж. Брунер пишет, что овладение понятием рассматривается им в качестве процесса обучения тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в оформленные классы. Овладение новой категорией он представляет в видео ряда взаимосвязанных последовательных решений, отвечающих на вопрос «Какой объект проверить следующим, какую гипотезу выбрать следующей?». Этот процесс представляет собой в сущности поиск отдельного объекта как представителя данного класса или некоторых комплексов существенных признаков, соответствующих этому классу. Таким образом, конкретный предмет исследований Брунера в области формирования понятий составляет анализ порядка или стратегий поиска, определяющих вероятность нахождения нужных объектов и свойств.

Методика Брунера.Процедура индивидуальных экспериментов состояла в следующем. Испытуемому предъявлялись карточки (81 шт.), которые варьировались по количеству фигур (1,2 или 3), их форме (квадрат, круг или крест), цвету (красный, зеленый, черный) и количеству каемок (1, 2 или 3) (см. рис. 12). Ему объяснялось, что представляет собой конъюнктивное понятие – комбинации различных, произвольно выбранных свойств карточек. Задача испытуемого – построить «понятие» при наименьшем числе проб. Пробы производятся испытуемым последовательно – по одной, причем после каждой экспериментатор сообщает, правилен ли выбор.

После очередной пробы карточки испытуемый мог высказать гипотезу (о понятии), но не более одной. Порядок выбора – карточки или гипотезы – не ограничивался. Целью экспериментов была иллюстрация общих подходов в исследовании процесса овладения «понятием», в частности выяснение ряда условий, определяющих выбор той или иной стратегии. Дж. Брунер описал ряд стратегий, используемых испытуемыми, которые в зависимости от конкретных условий приводят к наибольшей эффективности. Термин «информация», употребляемый им для характеристики эффективности производимых испытуемыми выборов карточек, носит чисто описательный характер и относится лишь к адекватности применения той или иной стратегии.

В современных вариантах методик образования искусственных понятий исследователя интересует не только процесс становления признаков у испытуемого, но и процессы их отбора и обработки. Так, в методике Брунера испытуемый с самого начала знает, какие признаки объектов (карточек) могут оказаться значимыми. Предметом изучения являются стратегии приема и обработки поступающей информации.

Стратегии различаются не генетически, как различались, например, в методике Выготского–Сахарова синкрет, комплекс и понятие, но типологически. Крайние варианты стратегий, названных Брунером «идеальными», иллюстрируются следующим примером. Клиницист имеет дело с больным, страдающим афазией, у которого поражена довольно обширная часть коры головного мозга. Задача – точно определить участок коры, связанный с расстройством. На материале первого изученного примера клиницист формулирует свою гипотезу о содержании понятия «афазия». С одной стороны, он может включить в эту гипотезу все содержание примера, связав афазию со всей пораженной корой (в реальной истории изучения афазии примерно так поступил Флуранс). С другой стороны, он может взять отдельную часть примера, приписав расстройство поражению лишь одного участка коры (гипотезу данного типа высказал Брока). Эти гипотезы отражают две типологически разные стратегии приема информации. Первая названа целостной, вторая – частичной, или парциальной. Дальнейшие стратегии обработки нового полученного материала (в идеальных случаях) определяются соответствующими начальными гипотезами.

Описание идеальных стратегий и основная процедура проведения опытов.Две типологически разные идеальные стратегии удобно описать вместе с процедурой проведения опыта – так, как она предлагается испытуемому. До начала опыта испытуемый получает подробное разъяснение того, что такое искусственное понятие, как формулируется его содержание (определяемое числом признаков), знакомится с образцами положительных (т.е. входящих в объем понятия) и отрицательных (т.е. не относящихся к понятию) карточек примеров. Затем перед ним ставится цель – определить содержание задуманного экспериментатором понятия – и объясняются условия ее достижения.

Инструкция испытуемому:«Вам будут предъявлять карточки и сообщать о том, положительные это примеры или отрицательные. После предъявления каждой из них нужно сформулировать предположение – гипотезу о содержании задуманного понятия». Опыт начинается с предъявления положительного примера. Так, если задумано понятие «черные квадраты», то первым примером может быть «1 черный квадрат с 1 каемкой». Получив его, испытуемый приступает к решению задачи.

Наши рекомендации