Общение и его роль в развитии дошкольника.
Ведущей потребностью и мотивацией в дошкольном возрасте является потребность в общении со сверстниками. Взрослый отходит на второй план. По данным исследования Репиной, если у ребенка узкий круг общения со сверстниками, то происходит задержка в социальном развитии ребенка, т.е. неспособность понимать окружающих людей.
В психологии выделяют три вида общения детей друг с другом:
· собственно – личностное общение, которое базируется на симпатиях и антипатиях детей друг к другу;
· одиночное общение, которое вызвано целями и задачами совместной деятельности детей:
· деловое общение, оно возникает в процессе выполнения поручений, и других видах деятельности.
Часто в группах сверстников возникают трудности и конфликтные ситуации в процессе общения, причинами их возникновения являются:
1. У ребенка нет достаточного запаса знаний;
2. Не сформированы игровые навыки;
3. Не совпадают желания детей;
4. Не сформированы способы построения взаимоотношений с другими детьми (не умеет делиться, уступать, брать второстепенные роли и т.п.);
5. Эгоцентризм ребенка, когда он диктует свои правила игры и это не устраивает других;
6. Не принятие таланта ребенка в чем – либо (в рисовании, конструировании, пении и т.п.);
Общение в дошкольном возрасте выступает как познание самого себя, так и познание других людей. Кроме общения со сверстниками ребенок общается и со взрослыми, где критериями общения выступают.
· Внимание и интерес ребенка ко взрослому.
· Эмоциональное проявление ребенка.
· Инициативные действия, т.е. проявить себя, показать взрослому свои умения и способности.
· Реакция ребенка на отношение к нему взрослого.
В психологии выделяют три основные мотива общения ребенка со взрослым: познавательный (узнать что-то новое); деловой (как результат необходимой помощи взрослого); личностный (личностное удовлетворение в чем – либо).
Известный отечественный психолог Лисина выделила следующие формы общения ребенка со взрослыми. В 3-5 лет общение имеет внеситуативно – познавательную форму и протекает в познавательной деятельности ребенка. Взрослый является источником сведений об окружающем мире и выступает как заинтересованный собеседник. В 6-7 лет общение имеет внеситуативно – личностную форму, здесь взрослый выступает как компетентный судья, источник познания социальных отношений и явлений.
Таким образом:в процессе общения развивает личность ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками, совершенствуются отношений со взрослым, повышается уровень самосознания ребенка, позволяющий проявлять критичность к своим действия и поступкам, а также к действиям и поступкам других людей.
ТЕМА 14: «Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте»
Тип урока: по форме организации - КСО(работа в сменных группах по стратегии «Зигзаг», технологии РКМЧП). По дидактической цели - комбинированный (изучение нового материала, обобщение и закрепление знаний студентов).
Цель: раскрыть роль и значение детской игры как ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка – дошкольника.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить знания студентов о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте.
2. Развивать умение работать с учебным текстом, анализируя предложенный материал, выбирая самое главное и необходимое.
3. Воспитывать способности социального взаимодействия и сотрудничества, работая в малых группах.
Литература: Столяренко Л.Д. Основы психологии.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон, видеофильм «Усатый нянь», аудиозапись минусовки «Детство» Ю. Шатунова, учебный текстовый и иллюстративный материал (по количеству студентов), фотографии с фрагментами игр детей, карточки с игровым полем (по количеству групп), игровые кости (по количеству групп), дидактическая игра «КОНОП» (по количеству групп), алгоритм работы в сменных группах по стратегии «ЗИГЗАГ» (по количеству студентов), алгоритм составления «СИНКВЕЙНА» (по количеству студентов), цветовые фишки или игрушки (по количеству студентов), «чудесный мешочек».
Основные методические приемы: дидактические игры «Чудесный мешочек» и «КОНОП»; сюжетно-ролевая игра «ЭКСПЕРТЫ»; работа в сменных группах по стратегии «ЗИГЗАГ»; составление «СИНКВЕЙНА».
Структура учебного занятия:
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
Организационный момент (3 минуты) | Вступительная беседа: -Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели. Мы продолжаем знакомиться с психологическими особенностями детей дошкольного возраста. На доске написано слово – тема, но самой темы как вы видите, нет. Мне бы очень хотелось, что бы вы сами догадались, какую тему мы сегодня будем рассматривать. Для этого я предлагаю просмотреть фрагмент из художественного фильма «Усатый нянь». | Слушают. |
Стадия вызова (7-10 минут) | Включает видеомагнитофон. - Какую, на ваш взгляд, тему я должна сегодня записать на доске? Формулирует тему учебного занятия и записывает ее на доске: «Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте». - Тема нашего занятия – игра, поэтому я хочу предложить вам провести его сегодня то же в форме игр. И первая игра «Чудесный мешочек». А какая это игра вы назовете мне в конце нашего урока. Проводит жеребьевку для деления на группы: -Сейчас прошу по очереди подойти ко мне, засунет руку в «чудесный мешочек» и достать … - Каждый из вас достал из «чудесного мешочка» цветную фишку. Прошу объединиться в группы по цветовому сигналу. - И начинаем следующую игру, которая называется «Эксперты». Какая это игра, вы так же найдете ответ к окончанию урока. Цель игры - раскрыть роль и значение детской игры как ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка-дошкольника. - Сегодня с нами будут играть студенты 241 группы – они будут выполнять роли научно-технических руководителей. Отвечать на ваши вопросы, если таковые возникнуть и проводить проверку и оценку ваших знаний, а так же контролировать регламент игровых действий. - Каждый из вас так же получит роль и номер эксперта в той группе, в которую вы входите. - Ваша задача познакомиться с алгоритмом выполнения своей роли и приступить к ее выполнению. | Смотрят. Варианты ответов студентов. Записывают тему в свои тетради. Слушают. Жеребьевка. Рассаживаются по цветовому сигналу в группы. Слушают. Студенты 241 группы рассаживаются по цветовым группам с определенным набором текстового и иллюстративного материала. Назначают номера экспертам и раздают учебный материал. Знакомятся с алгоритмом работы в сменных группах по стратегии «ЗИГЗАГ». |
Стадия содержания (60 минут) | Наблюдает за ходом игры, если у студентов возникают затруднения, объясняет им ход выполнения их задания (роли). После завершения работы с учебным текстовым материалом и последним обсуждением в группе объясняет: - Для проверки и оценки усвоенных знаний вновь воспользуемся одной из игр, которая называется «КОНОП».Вам необходимо прокатить по столу игровую кость и по количеству выпавших баллов сделать ход. Научно-технические эксперты зададут вам вопрос, на который вы должны дать ответ. У вас имеется пять попыток, если вы ответили на все вопросы, то получаете оценку «5», если на четыре, то «4», на три – «три». Наблюдает и слушает ответы студентов в разных группах. | Самостоятельная работа студентов в группах с учебным текстом по предложенному алгоритму. Слушают. Студенты 241 группы проводят игру «КОНОП». |
Стадия рефлексии (17 минут) | - Спасибо всем за работу. И сейчас у меня к вам имеется еще четыре вопроса. - Какой вид игры был использован мной на начальном этапе нашего урока? - Какой вид игры мы использовали при работе с текстовым материалом? - Какой вид игры был использован научно-техническими руководителями при проверке и оценке ваших знаний? - Какой из видов детских игр мы не использовали сегодня на уроке? - Я благодарю всех за активность на уроке и мне бы хотелось предложить вам вспомнить свое детство вместе с Юрой Шатуновым, но перед этим процитирую отечественного психолога А.В. Запорожеца, который подчеркивал: «Оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка создаются не путем сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение маленького ребенка в учащегося, а наоборот, широкое и максимальное обогащение их игровой деятельности, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и взрослыми, которое способствует наилучшему развитию психики ребенка». -Детство пора золотая, Больше играй, веселись. Детства не будет другого. Как ты к нему не стремись! Включает аудиозапись минусовки «Детство» Ю. Шатунова. - Если у вас возникнет желание, то вы можете нам подпеть. Слова песни у вас на столах. - И в заключение нашего урока давайте составим СИНКВЕЙН, который покажет нам, достигли ли мы цели проведенной игры.Начало синквейна может быть существительное из темы урока или существительное, которое вы сами определите, но по теме урока. - Прочтите, пожалуйста, что у вас получилось. - Всем спасибо за урок. До свидание. | Ответы студентов. Ответы студентов. Ответы студентов. Ответы студентов. Слушают. По желанию поют. Составляют синквейн по предложенному алгоритму. Студенты читают составленные синквейны. |
Приложение 1
ТЕОРИИ ИГРЫ
Игра– один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна она для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра способствует физическому, интеллектуальному и морально-нравственному развитию детей (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.).
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Понятие ведущей деятельности, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития, было введено отечественным психологом Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Характерными признаками ведущей деятельности является:
-интенсивность развития психики ребенка;
-формирование личностных качеств дошкольника;
-формирование элементов новых видов деятельности (учебной и трудовой).
Начало разработки теории игры относится к XIX веку. В зарубежной психологической науке исследованиями игры занимались:
· Шиллер, который выступил с «Теорией избытка сил» (животное играет, когда насытится, то же самое происходит и с детьми).
· Спенсер утверждал, что игра – это искусственное упражнение сил детей.
· Вунд в своих работах по теории игры писал, что источником игры является наслаждение.
· Гросс выступил с «Теорией предупреждения» (охотничьи игры животных - дети в своих играх имитируют охоту).
· Штерн рассматривал игру как проявление будущих серьезных инстинктов человека.
· Бюлер выступил с «Теорией функционального удовольствия», т.е. дети получают удовольствие от тех функций, которые выполняет игра.
· Фрейд считал, что в основе игры лежат сексуальные влечения ребенка к противоположному полу, пока еще заторможенные.
Перечисленные теории представляют собой натуралистическое понимание происхождения и развития детской игры и относятся к биоголизаторскому подходу развития психики детей.
В отечественной педагогике и психологии вопросами происхождения детской игры занимались: Г.В. Плеханов, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.А. Люблинская и др., но наибольшее признание в психологической науке получила теория Д.Б. Эльконина, которая была раскрыта в его работе «Об историческом происхождении игры и социально – исторической ее сущности».