Психологическая характеристика игр

В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ

Люди играют в психологические игры как бридж, шашки, “монополия”. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще и скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Хотя надо сказать, некоторые игроки в покер тоже не для удовольствия играют. Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное обоснование, или более кратко, как серию трансакций с уловкой. Чтобы последовательность трансакций образовала пару, необходимо наличие трех аспектов:

1) Непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне;

2) Скрытая трансакция, которая является сообщением, источником в основе игры;

3) Ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью.

Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между игроками. Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.

Игры имеют две основные характеристики:

- скрытые мотивы;

- наличие выигрыша.

Процедуры бывают успешные успешными, ритуал - эффективным, а времяпрепровождение - выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат “задней мысли”). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматичным. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом.

Необходимо разграничить игры с ранее не обсуждавшимся типом социального действия, а именно с операцией.

Операцией называют простую трансакцию, или набор трансакций, предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью. Например, ели человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, то это операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, каким-то образом обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает “вознаграждение”, то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы - неискренними, так как они были лишь ходами в игре.

Не следует заблуждаться относительно значения слова “игра”. Игра совсем не обязательно предполагает удовольствие или веселье. Также как сегодня спортсмены всерьез играют в футбол, так и большинство игроков нельзя обвинить в отсутствии серьезного отношения к играм.

Наиболее зловещей игрой является, конечно, война.

Игры имеют тягу к повторению. Люди обнаруживают, что говорят те же слова с теми же интонациями, меняются только место и время. Повторение игры может восприниматься как ощущение, что это происходило раньше. Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровня до убийственного (самоубийственного) уровня. Берн различает:

а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;

б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут, скорее всего, скрывать это от посторонних;

в) игры третьей степени, в которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге.

Игры индивидуально программируются. Их используют из состояния Я-Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния Я-Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния Я-Ребенка, ели основаны на ранних жизненных переживаниях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве. Приняв психологическую позицию, личность старается укрепить ее, чтобы сохранить свое восприятие окружающего мира. Она становиться ее жизненной позицией, с которой играют в игры и осуществляют жизненный сценарий. Чем резче выражена патология, тем сильнее потребность в подкреплении своей психологической позиции. Этот процесс состоит из переживания решений, психологических позиций, сценариев подкрепляющих поведение.

Анализ сценария можно кратко определить как жизненный план удивительно напоминающий драматический спектакль, который личность вынуждена играть.

Сценарий зависит от ранних решений и позиций принятых в детстве. Он находится в состоянии Я-Ребенка и “записывается” через трансакции, происходящие между родителями и ребенком.

Каждая личность имеет психологический сценарий и живет в культуре, которая также имеет свои сценарии.

Психологический сценарий содержит программу исполнения индивидуальной жизненной драмы. Он берет свои корни из предписаний, принятых ребенком от родителей, которые могут быть конструктивными, деструктивными или непродуктивными, и из психологических позиций, которые ребенок, в конечном счете, принимает относительно себя и других.

Позиции принимаются относительно людей в целом или относительно каждого пола в отдельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

У разных людей разные способности общения. В то время как одни из них, вступая в контакты с окружающими, без особых усилий со своей стороны или поддерживают, или просто создают у других людей хорошее настроение, другие вносят в свои взаимоотношения с людьми напряженность и провоцируют у последних отрицательные эмоции.

В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и персептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Главная цель, которую преследовал Э.Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

Трансактный анализ, основателем которого был Э.Берн, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний “Я“.

Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.

Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

По Берну, структура личности также трехкомпонентная как и у Фрейда. Термином “Я“ (“Эго”) он обозначает личность. Каждое “Я“ может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний, которые Э.Берн назвал: “Ребенок”, “Взрослый”, “Родитель”. “Ребенок” - это источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. “Родитель” - педант, “голова”, знающий, как надо себя вести и склонный к поучениям. “Взрослый” - своего рода счетная машина, взвешивающая баланс “хочу” и “надо”. В каждом человеке эти “трое” живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке.

Связь с фрейдовской триадой (“Я”, “Оно” и “Сверх-Я”) неоспорима. Главное различие заключается в том, что “Ребенок” в человеческой душе не сводился у Берна к бессознательным влечениям. Это не изначальная, биологическая по своей природе сила (как “Оно“ у Фрейда). Ребенок есть результат множества взаимодействий, начиная с раннего возраста, поэтому он сам уже в определенном смысле является социальным продуктом.

Берн писал: «Сценарий - это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь - это то, что происходит на самом деле».

Жизненный путь является результатом взаимодействия четырех факторов:

- наследственности;

- внешних событий;

- сценария;

- самостоятельных решений.

Два первых фактора субъективны и не зависят от человека, хотя и влияют на его поведение и взаимодействие с другими индивидами. Последние два фактора особенно важны для анализа взаимодействия и общения одних людей с другими. Именно под их влиянием это взаимодействие и общение происходят. И если сценарий - это стратегия жизненного поведения, заложенная в глубоком детстве чем-то извне, то принятие самостоятельных решений - это тактика поведения, проявляющаяся на каждом конкретном жизненном этапе и идущая непосредственно от самого человека.

Таким образом, можно сказать, что выявленные Э. Берном сценарии играют не последнюю роль в межличностном общении индивидов. Однако эти сценарии есть возможность изменить, что в свою очередь заставит измениться и сам механизм взаимодействия определённого человека с обществом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берн Э. Игры в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. -М.: Наука, 2011.

2. Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. -М.: Проспект,2011

3. Дружинин В.И. Современная психология.- М.: Просвещение, 2014.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Наука, 2006.

5. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. -СПб.:Радуга, 2013.

6. Куницына, В.Н. Межличностное общение. -СПб.: Питер, 2011. 7. Дружинин В.Н. Межличностное восприятие и понимание. -М.: ТипогафЪ, 2012.

Наши рекомендации