Характеристика генеральной совокупности
Влияние представления о родительстве на готовность студентов к ответственному родительству
Выполнила студентка IV курса
социально – гуманитарного факультета
Е. М. Кытманова
___________________________
Научный руководитель:
к.соц.н., доцент, зав. научн. соц. лаб. ВятГГУ
Е. В. Митягина
___________________________
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. Программа эмпирического исследования…………………. | |
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К ОСОЗНАННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ | |
1.1. Сущность понятия «родительство», его составляющие.……………. | |
1.2. Критерии готовности к родительству………………………………… | |
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения молодежи к ОСОЗНАННОМУ РОДИТЕЛЬСТВУ | |
2.1. Анализ представлений о родительстве и влияния их на готовность к ответственному родительству…………………………….………………… | |
2.2. Выявление гендерных различий в отношении к родительству……... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета…………………………………………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Частотные таблицы……………………………………. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Таблицы зависимостей …..……………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Методологический раздел
Качество воспитания, ответственное отношение к исполнению родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологического здоровья личности и последующих поколений.
Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. С появлением ребенка в семье, супруги сознательно или неосознанно приобретают новую роль - родителей. Принятие родительской роли происходит раз и навсегда. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы реализации родительства в паре со своим супругом / супругой формируются под влиянием самых различных факторов. В литературе теоретическое рассмотрение факторов специализировано и не системно в плане родительства в целом (А.И. Антонов, 1973; В.В. Бойко, 1981; К. Витакер,1998; Т.Н. Дымнова, 1996; Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева, 1999; М. Rutter, 1984 и другие).
Родительство играет значительную роль в жизни конкретной личности. На протяжении всей жизни родитель остается значимой фигурой для индивида. Родительство включает феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Также необходимо отметить, что в целом в науке нет четкого определения родительства, нет обоснования феномена родительства с психологической точки зрения, кроме исследования этнографического аспекта родительства (И.С. Кон, 1988).
Актуальность данного исследования также определяется такими обстоятельствами, как:
- снижение рождаемости в России и естественным сокращением численности населения страны;
- рост числа разводов;
- отсутствием адекватных представлений о родительстве;
- тенденция превращения семей в смешанные, где один из родителей для ребенка (детей) является не родным.
В ходе исследования мы будем оперировать представленными ниже понятиями.
Готовность к родительству – социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя, которая реализуется во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих супругов, которые решили дать начало новой жизни.
Выделяют следующие составляющие готовности к семейной жизни:
1) Социально-нравственная готовность к родительству предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.
2)Мотивационная готовность к родительству включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.
3) Психологическая готовность к родительству – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, воспитание детей, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности.
4) Педагогическая готовность к родительству включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.
Таким образом, была поставлена цель: выявление представлений молодежи об ответственном родительстве.
Данная цель должна быть реализована с помощью следующих задач:
1) определить сущность понятия «родительство», выделить составляющие данного понятия;
2) определить критерии готовности к ответственному родительству;
3) изучить представления о родительстве и влияние их на готовность к ответственному родительству;
4) выявить гендерные различия в отношении к родительству.
Предмет: отношение молодежи к родительству, его составляющим.
Объект: молодежь обоих полов в возрасте 19-25 лет.
В качестве независимой переменной выделен пол: женский и мужской, зависимой – отношение к родительству.
Гипотеза:
1.Большинство молодежи имеет весьма размытое представление о сознательном родительстве.
2.Девушки имеют более ясные представления о сознательном родительстве, чем молодые люди.
В нашем исследовании планируется изучить следующие аспекты:
1) необходимость подготовки к родительству (1-2 вопрос);
2) ведущие мотивы вступления в брак (3 вопрос);
3) готовность иметь детей (4-6 вопрос);
4) характер отношений с супругом (7 вопрос);
5) ценность семьи (8 вопрос);
6) распределение семейных ролей (9 вопрос);
7) определение термина «осознанное родительство»;(10 вопрос)
8) наличие единого взгляда на воспитание детей (11 вопрос);
9) родительская семья (12-13 вопрос).
Процедурно-методологический раздел
Характеристика генеральной совокупности
Генеральной совокупностью исследования является молодежь Кировской области в возрасте от 19 до 25 лет. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области на начало 2012/2013 учебного года в Кировской области это 308 449 тысяч юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет .[10]