Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
по теории государства и права (часть 1)
Теория государства и права – сложная учебная дисциплина, с которой студенты начинают освоение основных понятий и категорий юриспруденции. С первых занятий у обучаемых может сложиться впечатление о том, что изучаемая ими наука представляет собой непрактичную совокупность знаний о государственно-правовых явлениях. Основные цели настоящего практикума: обосновать практическую применимость изучаемого материала, привлечь внимание и заинтересовать студентов в получении новых фундаментальных знаний.
Сложный процесс формирования юридического образования начинается с приобретения элементарных представлений о праве и государстве. Сделать это интересным и увлекательным позволят различные творческие задания, нестандартные схематические упражнения и деловые игры, представленные в данном разделе. Такой подход, по-нашему мнению, позволит решить одну из актуальных проблем методики преподавания в современном образовании, связанную с умением педагога заинтересовать студентов в получении необходимых знаний.
В практикуме приводятся примеры действующего законодательства, что позволяет ориентировать студентов на необходимость работы с нормативными источниками, понимать их значение, уметь анализировать и применять на практике.
Практические задания рекомендуется выполнять в ходе проведения семинарских занятий, так и в качестве самостоятельной подготовки студентов.
Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Цель занятия
Закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях по вопросам значения и места теории государства и права в системе наук, а также предмета, функций и методов ее изучения.
Задание № 1. Прокомментируйте слова известных мыслителей:
1.1. "Знать законы – значит воспринимать не их слова, но их содержание" (Византийский император и юрист Юстиниан).
1.2. "Законы изобретены для блага граждан" (Римский юрист Цицерон).
Задание № 2. Приведите пример использования метода правового эксперимента на практике из истории и современности (допустимо моделирование авторской ситуации).
Задание № 3. Составьте схемы:
3.1. "Классификация методов теории государства и права"
3.2. "Функции теории государства и права"
3.3. "Общая система наук"
Задание № 4.
4.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:
Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3
Тип № 4 Тип № 5
понятия | тип соотношения (номер) |
методология и метод | |
предмет и метод | |
государство и право | |
право и закон | |
право и мораль | |
преступление и правонарушение |
4.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).
тип | пример | пример |
тип № 1 | ||
тип № 2 | ||
тип № 3 | ||
тип № 4 | ||
тип № 5 |
Задание № 5. Объясните следующие проблемные ситуации:
5.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).
5.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?
Задание № 6. Найдите в различных словарях и выпишете определения следующих понятий (с указанием источника):
6.1.Закономерность____________________________________________
6.2.Концепция_________________________________________________ 6.3.Парадигма_________________________________________________
6.4.Теория____________________________________________________ 6.5.Система___________________________________________________
6.6.Структура_________________________________________________
6.7.Наука_____________________________________________________
6.8.Функция__________________________________________________
6.9.Метод_____________________________________________________
6.10.Эксперимент______________________________________________