Классификация туристских маршрутов

Решение основных спортивных задач планируемого и организуемого похода определяется классификационными требованиями к туристским маршрутам как составной части разрядных требований по спортивному туризму.

Разрядные требования по туризму за двадцатилетний период после их включения в 1965 году в Единую Всесоюзную спортивную классификацию, претерпели определенные изменения, коснувшиеся прежде всего их основы - классификационных требований к маршрутам.

Категории сложности спортивных туристских маршрутов определяются в соответствии с "Перечнем классифицированных туристских маршрутов на 1986-1988 годы", важными дополнениями к которому являются перечни классифицированных перевалов высокогорных районов и среднегорья и пещер. При отнесении того или иного маршрута к определенной категории сложности за основу берутся три показателя: продолжительность похода, протяженность и техническая сложность маршрута.

Продолжительность похода устанавливается разрядными требованиями (табл. 1) и понимается как минимальное время в днях, необходимое "для прохождения маршрута подготовленной группой". Продолжительность похода может быть увеличена по сравнению с указанной в табл. 1 "при увеличении протяженности маршрута, количества и сложности естественных препятствий, а также за счет дней на разведки и запасного времени на случай непогоды". При этом в "Методических указаниях" к "Перечню" последнее, т. е. количество дневок (дни отдыха, в том числе и активного, связанного с разведкой маршрута, выполнением заданий по общественно полезной работе и т. п.), оговаривается: "Количество дневок должно укладываться в пределы 20 % от общей продолжительности похода" (см. п. 9 "Перечня"). Увеличение же продолжительности похода ограничивается пределами отпускного времени лишь для походов высших категорий сложности.

Таблица 1
НОРМАТИВЫ ПОХОДОВ И ПУТЕШЕСТВИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РАЗРЯДНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПО ТУРИЗМУ (на 1985-1988 гг.)

Виды туризма и характеристика походов Категория сложности походов и путешествий
I II III IV V
Продолжительность походов или путешествий в днях (не менее)
Протяженность походов и путешествий в километрах (не менее)
пешеходного
лыжного
горного
водного
велосипедного
на мотоциклах
на автомашинах
в спелеотуризме (количество пещер) 4-5 1-2 t-2

Протяженность маршрута "устанавливается разрядными требованиями и понимается как наименьшая допустимая длина зачетного маршрута данной категории сложности". При этом оговаривается, что даже минимальная протяженность маршрута, хотя и в исключительных случаях (при большой технической. сложности), может быть уменьшена, но не более чем на 25 % по сравнению с указанной в табл. 1.

Скорости движения в зависимости от категории сложности походов даны в табл. 2.

Таблица 2
СКОРОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВАМИ ПОХОДОВ
(километров в день)

Виды туризма Категории сложности походов
I II III IV V
Пешеходный 21,7 20,0 19,0 16,9 15,6
Лыжный 21,7 20,0 20,0 19,2 18,8
Горный 16,7 15,0 14,0 11,5 10,0
Водный (на гребных судах и плотах) 25,0 22,0 20,0 17,3 15,6
Велосипедный 41,7 50,0 60,0 61,5 68,8
На мотоциклах 166,7 187,5 200,0 192,3 187,5
На автомобилях 250,0 250,0 250,0 230,8 218,8

Техническая сложность маршрута определяется характером, количеством и разнообразием препятствий. "Характер препятствий определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного препятствия с надлежащей гарантией безопасности. Маршрутам каждой к. с. соответствует свой уровень типичных для них препятствий. Маршруты более высокой к. с. содержат более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей к. с. При оценке маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для обеспечения безопасности в последующих походах" (п. 11 "Перечня"). В п. 16 "Методических указаний" к Перечню следующим образом определен основной подход к решению классификационных задач: "Категория сложности любого маршрута определяется путем сравнения его с классифицированными маршрутами, разработанными для данного географического района. Техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе данной к. с. должны быть не ниже, чем для классифицированных маршрутов той же к. с. в данном географическом районе. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не может быть основанием для увеличения к. с. похода".

Таким образом, основным классификационным документом в туризме является "Перечень классифицированных туристских маршрутов". В "Перечне" для каждого вида туризма, каждого выделенного туристского района (именно туристского района, так как туристское районирование не в полной мере совпадает с физико-географическим районированием территории СССР) и для всех категорий сложности, начиная со второй, представлено от одного-двух до десяти-пятнадцати эталонов.

Задача руководителей и участников спортивных туристских походов состоит в том, чтобы умело и творчески работать с "Перечнем классифицированных туристских маршрутов", помня о том, что приведенные в "Перечне" эталоны - это прежде всего примеры планирования маршрутов на основе определенного комплекса естественных препятствий. При этом большую помощь оказывают и перечни классифицированных перевалов высокогорных районов, среднегорья.

Структура классификации спортивного туризма приведена на рис. 2, из которого видно, что три основные характеристики туристских маршрутов - их протяженность и техническая сложность (определяемая качеством и количеством естественных препятствий, или классифицированными участками, что лучше и полнее проясняет смысл коэффициента технической сложности маршрута в целом), а также продолжительность похода- определяют в сумме категорию сложности маршрута и создают необходимые предпосылки для эталонирования туристских маршрутов. Показанные на рисунке пунктиром довольно слабые пока связи между этими тремя показателями отражают тот факт, что отсутствие однозначных количественных критериев классификации туристских маршрутов позволяет скорее интуитивно, чем методически обусловлено вносить некоторые коррективы в параметры маршрутов (их протяженность и продолжительность похода) в зависимости от уровня технической сложности включенных в маршрут классифицированных участков. С другой стороны, наличие этих связей и их использование в практике маршрутно-квалификационными комиссиями вселяют надежды на перспективность работы по совершенствованию методики классифицирования туристских маршрутов. Могут быть реальны следующие перспективы: возможность определения коэффициентов технической сложности маршрутов (на основе количества и качества включенных в маршруты классифицированных участков); определение классификационной продолжительности похода, поставленной в однозначное соответствие с коэффициентом технической сложности маршрута; и, наконец, определение классификационной протяженности маршрута в зависимости от продолжительности похода, а также его основных характеристик (суммы перепада высот, характерных для того или иного туристского района оптимальных. скоростей передвижения в данном виде туризма и т. п.).

классификация туристских маршрутов - student2.ru
Рис. 2. Анализ структуры классификации спортивного туризма

Наши рекомендации