Классификация туристских водных маршрутов

Вступление

В действующей классификации туристских водных маршрутов ряд основных тезисов фактически устарел и стал тормозить развитие водного маршрутного туризма.

Так характеристика, определяющая продолжительность активной части маршрута, перестала соответствовать продолжительности предоставляемых ежегодных отпусков. Изменились средства сплава и техника прохождения препятствий, изменились характер и набор препятствий, проходимых на маршрутах туристcкими группами, что привело к сокращению продолжительности сплава на известных маршрутах. Кроме того, не смотря на то, что технически сложные препятствия требуют большего времени при их просмотре и организации безопасного прохождения, такие препятствия стали более привлекательны для туристских групп, чем менее сложные. Одновременно сильно упростились переезды между отдельными участками сплава, как на одной реке, так и на нескольких реках в нитке одного маршрута. Многие группы стали использовать транспорт сопровождения, идущий вдоль рек. Это повлекло необходимость пересмотреть требования минимально допустимой протяженности маршрута, при одновременном увеличении насыщенности маршрута техническими препятствиями и узаконить использование транспорта в пределах маршрута для более полного охвата района проведения спортивного похода.

Действующая оценка категорий трудности препятствий высших категорий позволяла не в полной мере оценить сложность и опасность их прохождения. Для более точной оценки категории трудности препятствия за основу была взята действующая де-факто классификация, предложенная С.Черником, где категории трудности были дополнительно разбиты на три подкатегории. В предлагаемой классификации убрано несоответствие, где подкатегория с индексом “C” относилось к следующей категории трудности препятствий, то есть препятствие категории трудности 5С относится к пятой, а не к шестой категории трудности, как было у С.Черника. Категории трудности ниже четвертой предлагается не разбивать на подкатегории.

Учитывая изложенное выше, рабочая группа водного сектора ЦМКК ФСТР, руководитель группы – А.Лифанов, разработала изменения в классификацию туристских водных маршрутов. Результаты работы докладывались на съезде ФСТР в декабре 2014 года и на Совещании Маршрутного комитета ФСТР в апреле 2015 года, на котором было предложено принять участие в доработке новой редакции Классификации туристских водных маршрутов. Всем желающим был выдан Проект документа для внесения замечаний и дополнений.

Обсуждение велось по электронной почте через интернет с привлечением ведущих туристов Москвы и представителей региональных федераций спортивного туризма. Свои замечания и дополнения были выданы В.Говором, М.Верхотуровым, Ю.Снегирем. Отдельные предложения были внесены туристами других регионов.

По ряду положений Классификации мнения расходились кардинально. В июне 2015 года было проведено заключительное очное обсуждение Классификации. В обсуждении приняли участие члены ЦМКК и МКК ФСТ-ОТМ: Н.Рязанский, С.Панов, С.Солод, Р.Айбатулин, С.Климин, С.Цветкова, А.Кривонос, С.Офицеров, А.Потапов, К.Зыков, А.Лифанов. Мнение иногородних экспертов было озвучено. Рассматривались все пункты Классификации и, в случае возникновения разногласий, проводилось голосование. Решение по каждому пункту принималось простым большинством голосов с учетом мнений и замечаний иногородних экспертов.

В результате проведенного обсуждения была выработана окончательная редакция Классификации, рекомендованная рабочей группой к утверждению на Президиуме ФСТР.

Решением Президиума ФСТР от 26 января 2016 года новая Редакция Классификации водных маршрутов утверждена и введена в действие на период 2016 – 2017 годы.

Свои отзывы и замечания применения Классификации водных маршрутов в работе МКК можно отправлять на электронные адреса: ФСТР - [email protected], ЦМКК - с[email protected].

Классификация туристских водных маршрутов

(Категорирование маршрута и его определяющих препятствий и факторов)

Общие положения и требования.

1.1Маршруты должны быть непрерывными по времени.

В случаях связки частей маршрута (рек, горных массивов и т.п.) допускается использование транспорта, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует более широкому освоению региона группой.

1.2 Категория сложности маршрута зависит от количества и технической сложности определяющих препятствий (ОП), протяженности, продолжительности и других определяющих факторов (ОФ) (большое количество протяженных препятствий, сложность разведки и страховки, удаленность, сложность рельефа, сложные природные условия и др.).

1.3 Категория сложности туристских водных маршрутов определяется на основе действующегоПеречня классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий (далее - Перечень).

1.4 Нормативная протяженность маршрута принимается как минимальная для маршрута данной категории сложности.

1.5 Нормативная продолжительность маршрута принимается как минимальная продолжительность активной части для маршрута данной категории сложности.

1.6 В активную часть маршрута включаются участки, не связанные с использованием транспорта, в том числе: пешая часть маршрута (подход к началу сплава, пешеходные переходы между участками маршрута, выход с места окончания сплава), обносы и протяженные просмотры, если в них принимала участие вся группа. Повторное прохождение участков маршрута, в том числе повторное прохождение отдельных препятствий, не включается в активную часть.

1.7 Радиальным выходом считается небольшой, относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (возвращение в исходную точку другим путем) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (возвращение по тому же пути), засчитываются только в одном направлении. Однако, радиальный выход с изменением способа передвижения, например, пешком в одну сторону и сплавом обратно или наоборот, не связанный с повторным прохождением участка маршрута, засчитывается в активную часть маршрута полностью. Повторно пройденные участи маршрута, в том числе повторно пройденные отдельные препятствия, при категорировании маршрута не учитываются.

1.8 Протяженность маршрута рассчитывается с помощью спутниковых средств позиционирования (GPS), либо с помощью доступных программных средств анализа спутниковой информации (Google Earth, SAS Planet или подобных). При отсутствии доступа к спутниковой информации допускается измерять протяженность маршрута по карте масштаба
1 : 100 000 с умножением полученного расстояния на коэффициент 1,2.

Наши рекомендации