Основные характеристики стереотипов
Типичные ошибки атрибутивного процесса.
1. Фундаментальная ошибка атрибуции – зависимость атрибуции от позиции наблюдателя. При объяснении чужого поведения человек использует личностную каузальность, при объяснении своего поведения – ситуационную каузальную атрибуцию. В этом заключается ошибка.
Росс – западный психолог – ввел это понятие.
Причины шибки:
1) Потребность в понимании и прогнозировании чужого поведения. Поведение человека становится более понятным, если поведение объясняется личной каузальностью.
2) Распределение внимания. Причиной поведения является объект внимания. Для наблюдателя объектом внимания является человек, для действующего лица – ситуация.
2. Эгоцентрическая атрибуция (проективная).
Исходим из собственных мотивов и приписываем их другому человеку.
Причина: стремление человека предпочитать общество людей, чьи убеждения, поведение похожи на его собственные (эти люди понятнее). Другому человеку приписывается по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне».
Пример: добрый отзывчивый человек воспринимает других сквозь розовые очки ==> может ошибиться.
3. Защитная атрибуция.
Проявляется при объяснении причин достижений в значимой деятельности или успехов. Атрибуция в этом случае выполняет функцию защиты и поддержания самооценки.
При объяснении собственных достижений в случае успеха, высоких результатов, мы прибегаем к личностной атрибуции, при неудачах – к ситуативной. При объяснении чужих результатов – наоборот: причины неудач ищем в личности, а успехи приписываем везению.
4. Контрзащитная атрибуция – в условиях гласности собственные успехи приписываются случаю, а неудачи – своим способностям (их отсутствию); чужие результаты интерпретируются противоположным образом.
5. Эффект первичности.
Проявляется в том, что начальная информация является более значимой для формирования представления о другом человеке, чем последняя*. При восприятии незнакомых и малознакомых срабатывает этот эффект.
* Стойкость и устойчивость первого впечатления о человеке, которое накладывает отпечаток на восприятие всех других признаков, выполняя роль своеобразного фильтра; отсеиваются, не воспринимаются те качества, которые не соответствуют первоначальному впечатлению.
Пример: если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются.
6. «Эффект Ореола», («Галоэффект»).
Информация, полученная до знакомства, определяет первоначальное отношение к человеку.
Эффект ореола объясняется через формирование специфической установки на воспринимаемого (“отличник”, “прохвост”), и направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. Таком образом, информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется на тот образ, который уже был задан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “Ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия (Андреева).
Эффект первичности и эффект ореола в более широком плане можно рассматривать как проявление особого процесса восприятия человека человеком – стереотипизации. Таком образом, одним из возможных оснований возникновения заблуждений и снижения точности восприятия человека человеком является стереотипизация(стереотипизацию можно рассматривать как частный вариант атрибуции и как самостоятельный механизм влсприятия человека человеком).
Стереотипизация
Стереотипизация – это приписывание познаваемой личности набора качеств на основе отнесения ее к определенному классу, это использование в восприятии человека человеком стереотипов.
? Стереотипы – обобщенный и устойчивый образ целого класса людей, основанный на общественном или личном опыте.
В процессе восприятия человека человеком происходит своеобразная “персонификация стереотипа”: стереотип существует и функционирует как обобщенный (схематизированный и упрощенный) образ единичного представителя данного класса.
Основные виды стереотипов (2 группы):
1. Социальные стереотипы, характеризующие людей как членов определенных социальных групп.
Разновидности: национальные, возрастные, этнические, ролевые, половые, статусные, профессиональные и другие стереотипы.
2. Оценочные стереотипы, характеризующие людей на основе анализа их внешности:
? Антропологические (на этой основе приписывают ему свои стереотипные представления об этой категории людей).
Пример: Аккуратный строгий костюм → учительница → умная, честная, требовательная, справедливая.
? Эмоционально-эстетические (красивый – некрасивый). Основаны на оценке внешности, ее соответствия эталонам красоты и экспрессии внешнего облика).
Эмоционально-интегративные – оценивается личность в целом.
Эмоционально-аналитические – оценивается отдельный элемент внешности (улыбка).
Суть: Внешне привлекательным людям приписывается больше положительных качеств и наоборот.
Пример: Эмоционально-интегративный тип опирается на оценку внешнего облика в целом (Ужасна – ни уму, ни сердцу – алкоголик и того хуже); эмоционально-аналитический связывает с оценкой губ, глаз, прически и т.п. (умный сосредоточенный взгляд ==> строгий, внимательный, упорный, трудолюбивый человек).
Основные характеристики стереотипов.
Все стереотипы характеризуются высокой устойчивостью – ригидностью.
Стереотип продолжает действовать даже тогда, когда доказана его несостоятельность.
Пример: все чиновники – взяточники. Иванов – чиновник, взятки не берет ==> мало дают.