Поведенческие и физиологические симптомы стресса
Чтобы оценить ваш уровень симптомов стресса, укажите, как часто вам доставляли неприятность следующие поведенческие и физиологические симптомы.
0 = никогда или редко
1 = от случая к случаю
2 = часто
3 = всегда или почти всегда
Поведенческие симптомы стресса
Устойчивая несовместимость с людьми 0 1 2 3
Трудности при принятии решений 0 1 2 3
Потеря чувства юмора 0 1 2 3
Сдержанный гнев 0 1 2 3
Трудно сосредоточиться 0 1 2 3
Неспособность завершить одну работу,
прежде чем набрасываться на следующую 0 1 2 3
Ощущение себя мишенью враждебности других людей 0 1 2 3
Ощущение неспособности к сотрудничеству 0 1 2 3
Желание кричать по малейшему поводу 0 1 2 3
Отсутствие желания что-либо делать после возвращения
домой с работы 0 1 2 3
Ощущение усталости утром — как после бессонной ночи 0 1 2 3
Постоянная усталость 0 1 2 3
Физиологические симптомы стресса
Отсутствие аппетита 0 1 2 3
Неумеренное желание есть, когда положение трудное 0 1 2 3
Частое нарушение пищеварения или изжога 0 1 2 3
Запор или диарея 0 1 2 3
Бессонница 0 1 2 3
Беспричинная испарина 0 1 2 3
Нервное подергивание плечами, покусывание ногтей и т.п. 0 1 2 3
Головные боли 0 1 2 3
Судороги и мышечные спазмы 0 1 2 3
Тошнота 0 1 2 3
Затруднение дыхания от малейшего усилия 0 1 2 3
Обмороки 0 1 2 3
Импотенция или фригидность 0 1 2 3
Экзема 0 1 2 3
ПРИМЕЧАНИЕ: При подсчете результатов важна не общая цифра по каждому разделу, а число поведенческих или физиологических симптомов, получивших оценку 2 или 3. Если в какой-либо категории более трех симптомов получили 2 или 3, это свидетельствует о возможном наличии у вас в данный момент проблемы, связанной со стрессом.
Источник: Воспроизводится по книге Cartwright S., Cooper C.L. Managing Workplace Stress. — Thousand Oaks: SAGE, 1997, p. 12.
Итак, если вы научились улавливать симптомы перехода в состояние стресса, то можно переходить к освоению приемов борьбы с ними. При ближайшем рассмотрении оказывается, что эти приемы не столь уж и сложны.
7.2. Стратегия борьбы со стрессами
Проведенный выше анализ ваших личных факторов стресса на рабочем месте и в повседневной жизни в целом позволяет сформулировать несколько относительно простых стратегий борьбы со стрессом. На рис. 7.4 приведена классификация факторов стресса и соответствующих способов борьбы с ними.
Нехватка времени — типичная проблема современных менеджеров. Стратегии ее преодоления обсуждаются в учебном элементе № 8*. Межличностные конфликты рассматривались в учебном элементе № 6**. Здесь мы более подробно рассмотрим ситуационные факторы и стресс ожидания неприятностей.
Рис. 7.4. Факторы стресса и стратегии их устранения
Ситуационные факторы связаны с окружающей средой, в которой человек работает. Основными здесь являются:
• уровень требований к скорости выполнения или объему работы;
• уровень контроля за действиями работника;
• интеллектуальный уровень выполняемой работы.
Очевидно, что основная стратегия борьбы с этими факторами — пересмотр системы организации труда или, если возможно, перепроектирование рабочего места.
Стресс ожидания неприятностей возникает чаще всего при нечетко определенных целях или неудовлетворительном планировании. Каждый из нас может вспомнить это состояние: кажется, что не учел что-то существенное, что может стать источником неприятностей. Внимание к постановке целей и планированию — вот важнейшие способы предотвращения подобных стрессов.
Однако есть еще один весьма эффективный способ борьбы со стрессом ожидания неприятностей. Речь идет о так называемой тактике «малых побед». К сожалению, мы редко уделяем внимание тому, чтобы целенаправленно переводить себя в комфортное психологическое состояние. Между тем, если человек знает свои психологические особенности и владеет навыком самоанализа, он может сам создавать у себя позитивный эмоциональный настрой. Для этого необходимо планировать и заваевывать «малые победы», т.е. обеспечивать достижение небольших, но необходимых позитивных результатов и тем самым постоянно радовать самого себя.
Представьте, что перед вами лежит список дел, которые необходимо выполнить сегодня. В этот список включены как важные и трудные дела, так и существенные, но более простые задания. Всегда возникает вопрос: с чего начать? Многие полагают, что начинать надо с самых сложных дел, якобы пока есть энергия и время, другие, напротив, начинают с мелочей. Увы, ни тот, ни другой путь не оптимален. В первом случае вы рискуете столкнуться с серьезными трудностями, которые могут испортить вам настроение на весь день. Во втором — выполнение мелких дел вряд ли принесет большое удовлетворение.
Тактика «малых побед» утверждает, что начинать надо с выполнимых дел, среднего уровня сложности. В этом случае, во-первых, результат гарантирован, а во-вторых — завершение значимого дела гарантирует вам удовлетворение и положительный эмоциональный настрой, который поможет справиться с более трудным заданием. Если же при его выполнении все же возникнут затруднения, вы вряд ли впадете в уныние, ведь сегодня вы уже успели сделать нечто существенное...
На управление стрессами можно посмотреть и с несколько иной точки зрения. Ранее речь шла о типах факторов стресса и конкретных способах их подавления. Теперь мы обсудим три стратегии поведения, которые позволяют справляться со стрессами, порожденными самыми разными причинами. Речь пойдет о стратегиях создания среды для устранения факторов, вызывающих стресс, о стратегиях предупреждения, способствующих противодействию возникновения избыточного стресса, и о стратегиях реакций, позволяющих без ущерба для личности работать некоторое время в условиях избыточного стресса. Рисунок 7.5 поясняет особенности этих стратегий.
Рис. 7.5. Стратегии управления стрессом
При выборе стратегии необходимо учитывать время, которым располагает человек. Так, стратегия создания среды позволяет получить постоянно действующий эффект, препятствующий возникновению стресса, однако на ее реализацию требуется много времени.
Общительные и дружелюбные люди очень часто выглядят удачливее своих коллег, когда речь заходит о профессиональной деятельности. Это во многом объясняется тем, что благодаря указанным качествам они создают круг общения (или, пользуясь термином из менеджмента, неформальную сетевую организацию), который можно эффективно использовать для решения возникающих проблем, что, естественно, препятствует возникновению стресса.
Стратегия предупреждения может быть выработана быстрее, однако на освоение приемов предупреждения стрессов необходимо значительное время. К числу таких стратегий относится, например, правильное планирование времени, описанное в следующем разделе: оно позволяет избежать стресса нехватки времени. Неумение большинства людей использовать эту стратегию зафиксировано в русских поговорках: «Гром не грянет, мужик не перекрестится» и «На охоту ехать — собак кормить» и др.
Наконец, реактивная стратегия предполагает, что человек умеет себя правильно вести в том случае, если уже попал в стрессовую ситуацию.
Одним из приемов реакции на стресс является самоанализ. Автор, например, давно выработал привычку анализировать состояние свой психики, если возникают ощущения подавленности или дискомфорта. Прежде всего, необходимо выявить причину стресса. Затем надо решить, можно ли что-то предпринять, чтобы устранить эту причину. Если такая возможность имеется, то ею следует обязательно воспользоваться; уже само решение что-то сделать позволяет успокоиться. Но бывают случаи, когда предпринять ничего нельзя. Тогда нужно просто вытеснить причину стресса из сознания, чему можно научиться, освоив аутотренинг.
Учебный элемент № 8.
Эффективное использование времени менеджера
Учебные цели элемента
• Дать представление о проблеме управления временем в работе.
• Познакомить с основными концепциями управления временем.
• Научить эффективно использовать свое рабочее время.
Трудно в наше время встретить человека, который на вопрос «Как дела?» не ответил бы нечто вроде: «Да ничего, только вот времени страшно не хватает». Действительно, время — это ресурс, которого большинству людей не хватает. Однако с прискорбием приходится констатировать, что чаще всего людям не хватает времени не потому, что они действительно перегружены работой, а потому, что не умеют им правильно распорядиться.
Перед началом обсуждения актуальной проблемы эффективного использования времени попробуйте определить, нет ли у вас проблем со временем.
Тест