Психологический анализ саморазрушающего поведения у подростков
Каримова Раушан Бейдалиевна
д.псх.н., профессор Казахского Национального
педагогического университета им. Абая, г. Алматы,
зав. научно-технической лабораторией
превентивной суицидологии, г. Алматы
Казахбаева Гульнур Искакбековна
магистр психологии и педагогики Казахского Национального
педагогического университета им. Абая, г. Алматы,
Шалабаева Лаура Исмаилбековна
магистр психологии Казахского Национального
педагогического университета им. Абая, г. Алматы,
E-mail: [email protected]
Состояние проблемы становления подрастающего человека в современном дисгармоничном мире оценивается как кризисное. Его деструктивность выступает в различных формах, но наиболее отчетливо и явно она проявляется в саморазрушительных тенденциях, имеющих устойчивую тенденцию к росту. Саморазрушения несовершеннолетних наносят не только популяционный ущерб, но и урон вследствие негативной социальной значимости этого явления для семьи, школы и общества в целом.
В последнее время растет число подростков, имеющих тенденцию аутодеструктивного поведения личности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе лиц с саморазрушением, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Предпосылкой аутодеструктивного поведения в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления аутодеструктивного поведения. Вторая составляющая – личностные особенности подростка, многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к аутодеструктивному поведению. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже — суицидальное поведение [1, с.12].
У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Для нормального развития самооценки подростки нуждаются в стабильности, объективности оценок и требований. Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию студента. Самооценка напрямую связана с процессом социально-психологической адаптации и дезадаптации личности, так как условием успешной адаптации является функциональное динамическое единство, где реальный образ мира и образ Я уравновешиваются. Она позволяет примерить свои силы к требованиям группы и, в соответствии с этим, самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию студента, является регулятором поведения и деятельности. Научными исследованиями выявлено: каждый индивид намеренно или неосознанно сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, т. е. формирует набор самооценок.
А.А. Реан отмечает, что уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Общая тенденция заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели обшей агрессии и различных ее составляющих. Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [2, с.389].
Практически все авторы литературы по возрастной психологии подчеркивают эмоциональную нестабильность, ранимость подростков: «В этот период крайней ранимости они защищаются от всего мира либо депрессией, либо негативизмом, который еще больше усиливает их слабость», – пишет Ф. Дольто [3, с.15]. Эта повышенная хрупкость связана, во-первых, с физиологическими и гормональными перестройками, во-вторых, с новой социальной и психологической ситуацией. К. Фопель подчеркивает, что подростки часто не уверены в том, справятся ли они с трудностями взрослой жизни [4, с.7].
Учитывая склонность подростков к так называемому «черно-белому», бескомпромиссному мышлению, от всего этого действительно легко впасть в депрессию и безысходность. Как отмечает Дж. Райкус, многие младшие подростки тяготеют к занятиям, позволяющим им испытывать острые ощущения. Они редко умеют контролировать или сдерживать свои интенсивные эмоции, что вместе с отсутствием опыта, неспособностью трезво оценивать ситуацию и собственные силы и склонность к риску могут иметь тяжелые и даже опасные для жизни последствия [5, с.105].
Подростки часто не умеют обращаться с собственными агрессивными чувствами, признавать их, находить безопасные способы их выражения. Они не знают, что агрессия в той или иной мере присутствует в душе большинства людей, порождаемая многими причинами: ущемлением важнейших потребностей личности, невозможностью осуществить свои интересы, длительным унижением и угнетением, нерешенными моральными проблемами при общераспространенном запрете взрослых на проявление агрессивных чувств. Часто подростки сами пугаются собственной агрессии, отрицают и подавляют ее, не осознают, с чем связано ее возникновение. То есть такое поведение – следствие того, что человек не умеет строить комфортные для себя отношения с окружающими, разрешает с помощью саморазрушительных действий внутриличностные конфликты, возникающие от того, что его не понимают, не признают другие, значимые для него люди. [6, с.93].
По мнению А. Е.Личко, также распространена классификация Р.Дженкинс, которая включает 7 видов нарушений поведения в подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция аутистического типа, реакция тревоги, реакция бегства, «несоциализированная агрессивность», групповые правонарушения. А.Е. Личко к числу наиболее частых причин саморазрушения среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам [7, с.109].
Стремление к саморазрушению /аутодеструктивное поведение/ очевидно, заложено в человека от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.
В 1979 г. предложено общее понятие, объединяющее различные формы саморазрушающего поведения,— «умышленное причинение себе вреда» (Morgan H. G., 1975, 1979). Изучение саморазрушающего поведения в целом исходит из основных тенденций психологии отклоняющегося поведения и клинической психологией, и определяется следующим понятием, данным американским исследователем Э. Шнейдманом: "это действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью". Оно включает в себя широкий спектр явлений, таких как социальные нормы поведения, психологические аспекты и проблемы социализации подростков, проблема половой идентичности, адаптации и саморегуляции, а также различные виды социальных патологий [8, с.34].
А.А. Султанов, изучая причины саморазрушаещего поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
Д.Д. Федотов и соавт. отмечают, что попытки саморазрушения и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Саморазрушение и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены [9, с.205].
Подростков очень беспокоит подозрительное и настороженное, а иногда действительно необъективное и стереотипное отношение к их увлечениям. Ведь в этом возрасте даже справедливая критика вызывает негативную реакцию.
Таким образовам, аутодеструктивное поведение подростков является следствием социально психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых микросоциальных конфликтов. В острых кризисных состояниях подросток испытывает целую гамму негативно окрашенных эмоций - чувство беспомощности, отчаяния, непереносимой тоски, личной катастрофы.
Список литературы:
1.Берно-Беллекур И.В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения. – Санкт-Петербург, 2003. – 197 c.
2.Реан А.А. Психология подростка - М.: Прайм-Еврознак, 2006. – 480с
3.Дольто Ф. На стороне подростка. – Екатеринбург: V – Фактория, 2004. – 368 с.
4.Фопель К. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. – М: Генезис, 2008. – 176 с.
5.Райкус Дж.С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. Том III. – Москва: Эксмо, 2009. – 288 с.
6.Осорина Н.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб: Речь, 2007.– 276 с.
7.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 416 с.
8.Змановская Е.В. Девиантология. – Москва, 2003. – 288 с.
9.Ефремов В. С. Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. – 480 с.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Каримова Р. Б., Казахбаева Г. И., Шалабаева Л. И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.