Движущие силы, условия и закономерности психического развития ребенка
В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих возрастное психическое развитие, его истоки.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Основные свойства развития:
- Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
- Направленность – способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.
- Закономерность – способность к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Целью психического развития следует считать последовательное осознание человеком своей отдельности и переживание этой своей отдельности (или – максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознавание им своего «Я»).
Развитие происходит не само по себе, оно определяется ведущими детерминантами развития человека, к которым следует отнести наследственность, среду (общественные, материальные и духовные условия существования человека) и активность (деятельностное состояние организма) индивида.
В разные времена ученые по-разному объясняли возрастное развитие человека, его истоки и закономерности. Можно выделить два больших направления в науке. Представители первого направления подчеркивали ведущую роль в развитии фактора наследственности (биологизаторское). Представители второго направления ведущим в развитии психических функций человека считали социальный фактор (социологизаторское).
В биологизаторском направлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Согласно этому направлению наследственность определяет весь ход его развития (темп развития и его пределы), а среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития.
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки находятся в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно. Ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Очевидно, что оба этих подхода страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается только то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом случае игнорируется роль наследственности и рассматривается только воздействия среды, в которой приобретается все больший и больший опыт.
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского, который подчеркивал единство наследственной и социальной детерминант в процессе развития.
Биологическая детерминанта развития включает в себя, прежде всего, наследственность. Помимо наследственности, биологический фактор включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.
Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике человека генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента: темперамент и задатки способностей. Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его.
Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции - продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие.
Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности.
Вторым фактором развития является социальная среда, которая опосредованно влияет на развитие ребенка. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Вне социальной среды развитие ребенка не возможно, и стать полноценной личностью он так же не может. Дети, лишенные социальной среды в начале своей жизни, потом не смогли быстро и эффективно развиваться в благоприятных условиях (дети Маугли).
Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес наследственных влияний то усиливается, то ослабляется, отодвигаясь на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака оказывается различной на разных возрастных этапах. Например, в развитии речи значение наследственных предпосылок рано и резко уменьшается, и речь ребенка развивается под непосредственным влиянием социального окружения, а в развитии психосексуальности роль наследственных моментов возрастает в подростковом возрасте.
Таким образом, единство наследственных и социальных влияний - это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.
В современной зарубежной психологии подчеркивается взаимодействие наследственных признаков и характеристик социальной среды. Считается, что наследственно определен диапазон развития какого-либо свойства (например, музыкальных или спортивных способностей), а внутри этого диапазона степень развития свойства зависит от условий среды.
Развитие способностей зависит не только от задатков. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления. Так, например, если ребенок с абсолютным слухом не будет регулярно играть на музыкальном инструменте, успехов в исполнительском искусстве он не добьется, и, следовательно, его специальные способности не разовьются. Если ученик, который схватывает все на лету во время урока не занимается добросовестно дома, он не станет отличником, несмотря на свои данные, и его общие способности к усвоению знаний не получат развития. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают ее третьим фактором психического развития.
Психическое развитие подчиняется следующим закономерностям:
· Неравномерность – различные психические функции, свойства развиваются неравномерно, т.е. имеют свои подъемы, стабилизацию и спад.
· Гетерохронность – несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
· Сенситивность. - повышенная восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучение и воспитание).
· Кумулятивность – результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую стадию, претерпевая при этом некоторую трансформацию.
· Дивергентность-конвергентность – две противоречивые и взаимосвязанные тенденции, заключающиеся в повышении(или свертывании) разнообразия в процессе психического развития.