Темы докладов. 1. Психологические средства развития памяти и внимания

1. Психологические средства развития памяти и внимания.

2. Методы управления вниманием в острособытийных ситуациях.

Литература

Основная

1. Аминов, И.И. Юридическая психология / И.И. Аминов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.

2. Еникеев, М.П. Общая, социальная и юридическая психология: учебник для вузов / М.П. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003. – С. 44 -52;

3. Еникеев, М.П. Энциклопедия. Юридическая психология / М.П. Еникеев. – М.: Юридическая лит-ра, 2001. – 65 с.

4. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2001. – Гл. 1, 3. – С. 5-23; 68-79.

5. Мариновская, И.Д., Юридическая психология: учеб. пособие / И.Д. Мариновская, С.Н. Тихомиров. – М.: Дело, 2005.

6. Романов, В.В. Юридическая психология / В.В. Романов. – М.: Юристъ, 2007. – С. 8-15;

Дополнительная

7. Психология: Словарь / Под ред. Л.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Изд.полит.лит-ры, 1990. – С. 474.

8. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 т. / Пер. с франц. – М.: Мир. – 496 с.

9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ,1988. – 58-95 с.

10. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1995. – С. 5-24.

Тема 4. Эмоционально-волевая регуляция поведения личности.

Задание на самоподготовку

Используя рекомендованную литературу, студенты в часы самоподготовки, закрепляют полученные представления о предмете, задачах и системе юридической психологии, психологических методах исследования, вырабатывают систему представлений о методах и задачах профессиональной психологической подготовки специалистов юридических профессий. Возможна подготовка докладов и сообщений по рекомендованным вопросам.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Мотивы, потребности, цели: понятие, роль в регуляции поведения.

2. Установка как неосознаваемый механизм регуляции поведения: понятие,виды (операциональная, целевая, смысловая).

3. Роль эмоций в регуляции поведения. Психологическая характеристика эмоциональных состояний стресса, аффекта, фрустрации.

4. Психологическая характеристика волевых действий.

Форма отчета – конспект материалов.

Основные понятия

Стресс – неспецифическая защитная реакция психики на внешние воздействия.

Фрустрация – психическое состояние, возникающее в ситуации не возможности достижения значимой цели или удовлетворения актуальной потребности.

Потребность – состояние актуальной нужды человека в чем-либо, что находится вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Мотив – предмет потребности (опредмеченная потребность). Определить мотивы человека при ответе на вопрос: зачем, ради чего он поступил именно так в конкретной жизненной ситуации, какой смысл для человека имеет ею цель и действия. Отметим, что реально действующие мотивы, как правило, не осознаются самим человеком, но являются причиной, побуждающей его ставить цели и стремиться к их достижению.

Индивидуальные мотивы разнообразны, как правило, находятся в иерархии и регулируют поведение согласованно.Если в конкретной ситуации поведение регулируется равнозначными мотивами, человек испытывает внутренний конфликт, переживает, анализирует ситуацию и принимает решение. Сделав выбор, совершает поступок, который перестраивает иерархию мотивов, соподчиняя эти ранее равнозначные мотивы.

Ведущие мотивы, с одной стороны, не осознаются человеком, с другой – независимо от их уникального содержания имеют определенную направленность: либо на достижение результата, либо на избегание неудачи. Мотивы, как правило, формируются в детском и подростковом возрасте, в особенных эмоционально-насыщенных, личностно значимых ситуациях жизни конкретного человека.

Установка – готовность человека к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении. Механизмы установочной регуляции поведения впервые описаны Д.Н. Узнадзе. Виды установок: моторная, перцептивная, умственная, смысловая, целевая – операциональная.

Цель – представление желаемого результата деятельности. Виды целей: реализуемая – нереализуемая, близкая – отдаленная, личная – групповая и др.

Наши рекомендации