Стадии развития личности по э.эриксону

Центральные понятия – идентичность и самоидентичность. Идентичность - психосоциальная тождественность, умение быть самим собой в глазах значимых других и в собственных глазах. Существуют 2 обстоятельства в развитии личности: 1) одна стадия развития не замещает другую, а подстраивается к ней, т.о. начало возраста - условное понятие; 2) говорить о разрешении кризиса можно только с оговоркой ведь при пластичном ходе развития ни один из выборов не делается с максималистской окончательностью. Подростковый возраст занимает особое место, т.к. именно в этот период происходят центральные события в жизни, поиск самотождественности: кто я? какой я? зачем я?

18.Понятие о сознании, Структура соз-я, самосоз-я, образ собственного «Я»,

Особенности психики человека, которые выделили его из животного мира, возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

С точки зрения марксизма ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Она получила в работах советских психологов конкретно-психологическую разработку.

Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания.

Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к ней субъекта».

В этом определении подчеркивается «объективность», т.е. биологическая беспристрастность, сознательного отражения.

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к тому или иному биологическому мотиву. У человека же, по Леонтьеву, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

Как это стало возможным?

В соответствии с общим положением, согласно которому всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности –коллективного труда.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. Это значит, что разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном очень существенном отношении: одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают лишь как условия его достижения. Рассматриваемые сами по себе, они представляются биологически бессмысленными.Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности – биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

В рамках же индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая единица – действие.

В плане психического отражения это сопровождается переживанием смысла действия. Ведь чтобы человек побуждался совершить действие, которое приводит лишь к промежуточному результату, он должен понять связь этого результата с мотивом, т. е. «открыть» для себя смысл. Смысл, по определению Леонтьева, и есть отражение цели действия к мотиву.

Для успешного выполнения действия необходимо развитие «беспристрастного» типа познания действительности. Действия начинают направляться на все более и более широкий круг предметов и познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается жизненной необходимостью. Здесь и появляется роль второго фактора развития сознания – речи и языка.

Скорее всего, первые элементы речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий. Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия предметы, но очень скоро язык перерос подобные «указательные» и «организующие» функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и обобщает. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять общие устойчивые свойства. Таким образом, в слове стали фиксироваться результаты познания.

Усложнение форм труда, вовлечение в сферу труда все более широкого круга предметов и орудий требовало постоянного расширения познаваемых или осознаваемых содержаний, и поэтому процессы развития труда и языка шли параллельно друг с другом.

Уникальная способность человеческого языка – его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания.

Существует несколько определения сознания:

1. (Вунд) Со-знание (дословно знание со мной) – это совокупность знаний, непосредственно имеющихся в данный момент времени о себе и окружающем его сейчас мире.

2. Со-знание – совокупное совместное коллективное знание о закономерностях внешнего мира, возникающее у каждого, с помощью усвоения и присвоения языка или его отдельных единиц – понятий.

3. Сознание – это процессы целеполагания, т.е. создания, выполнения, удержание цели. Цель – знаемый результат.

4. Сознание – это особая деятельность по самооцениванию себя, это рефлексирующая деятельность субъекта, благодаря которой мы познаем себя.

Сознание– это высший уровень психического отражения субъективной реальности, то высший уровень саморегуляции, присущий только человеку, как социальному существу. Способность актуализировать в своей психике представления – главное достижение на пути развития сознания как в филогенезе, так и в онтогенезе. Благодаря представлениям человек получает возможность отслеживать работу своей психики (рефлексия), вторгаться в ее протекание (произвольность), познавать предметы и явления без непосредственного чувственного взаимодействия с ними (мышление), выходить в прошлое (воспоминания) и будущее (воображение), изменять наличную мотивацию и отношение (воля). Совокупность этих возможностей – сознание.

Соз-е представляет собой особое л-тное образование, позволяющее чел-ку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать ее как часть самого себя. Структурные компоненты: Значение – это зафиксированный в слове общественный опыт. Значения лежит в основе понятийного мышления. Они являются носителями знаний. Смысл проявляется в ощущении причастности чел-ка к соответствующим событиям и ситуациям и включенности в них (л-тная значимость событий). Чувственная ткань – этот обобщенное название сенсорно-перцептивных элементов, из к-ых строятся субъективные образы: различные ощущения, восприятие пространства, времени, формы и др. сознательное бытие чел-ка можно представить как систему поступков, содействий и предметных действий. Они построены из особого материала, называемого биодинамической тканью.

Наши рекомендации