V. ЧТО ЗНАЧИТ "РАСШИФРОВАТЬ" ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Вы, конечно, слышали, что ученые до сих пор находят "мертвые письмена", то есть тексты, кото­рые остались от народов, давно исчезнувших с лица

земли. "Мертвые" они потому, что написаны на языке давно исчезнувшем и их не сразу удается прочесть. Иногда на поиски ключа, или шифра, к такому тексту уходят долгие годы. Но если шифр открыт, письмена оживают, и теперь они о многом могут поведать людям.

Тексты, написанные на родном языке, тоже могут быть "неразгаданными письменами" для некоторых людей, пока они не научатся их "расшифровывать".

А что значит "расшифровать" предложение или текст? -Это значит, что из него нужно извлечь все, что ска­зал автор. В тексте как бы заложены сигналы, которые остаются мертвыми, пока к ним не прикоснется читатель. Причем от мастерства читателя зависит, оживет ли этот текст.

Что же это за сигналы?

Это слова, словосочетания, предложения, ударение, ин­тонация. Это связи между словами в предложении, нако­нец, это связи между предложениями. Наша задача - нау­читься эти сигналы расшифровывать, и сейчас мы будем учиться это делать на отдельных предложениях.

Чтобы извлечь из предложения или текста полный смысл, нужно знать, как устроен текст. Когда автор его создает, он не стремится "прописать" все от начала до конца: он рассчитывает на читателя, который сам воспол­нит недосказанное. Недосказанное, пропущенное в тексте ученые назвали "скважинами" (подробнее см. с. 23). Да­вайте попробуем вместе заполнить "скважины".

Возьмем предложение: Но один взгляд в зеркало по­могал ей как лучшее болеутоляющее средство.

Есть в этом предложении "скважины"? - Есть.

Жизненный опыт вам подскажет, что взгляд в зеркало поможет лишь тому человеку, который сам себе нравится.

Итак, одна "скважина" занолнена. Но есть еще одна: на­верное, вы подумали, что этой женщине сейчас плохо, раз она нуждается в болеутоляющем средстве.

Теперь мы заполнили две "скважины" и можем рас­ширить рамки этого предложения и даже составить по нему текст. Вот возможный вариант такого текста:

У женщины произошла какая-то неприятность. Ей было плохо, больно, и она нуждалась в помощи. Эта помощь могла прийти от нее самой. Для этого ей достаточно было взглянуть в зеркало и увидеть, что она хороша собой. Вероятно, то, что она самой себе так нравилась, вселяло в нее надежду, что она сумеет справиться со своими невзгодами.

Наверное, такое с ней уже бывало, ведь здесь сказано, что один взгляд в зеркало помогал ей. Обратите внимание: не помог один раз, а помогал, то есть так бывало неоднократно.

Теперь мы не только заполнили "скважины", но и внима­тельно отнеслись к каждому сигналу, заложенному в пред­ложение. Постарайтесь и впредь, работая с предложением, относиться к каждому слову с таким же почтительным вниманием. Если, например, вам встретится слово всегда, вам станет ясно, что в предложении идет речь о чем-то, что происходит постоянно. Если в этом же предложении будут слова на этот раз, вы поймете, что что-либо будет не так, как всегда. Если вам встретится частица бы, то для вас это сигнал, что что-то может произойти только при определен­ных условиях. Слово наверное - сигнал какого-то сомнения.

Иногда нужно особое внимание обратить на словосоче­тание. Вы прочитали: во что бы то ни стало, и сразу становится ясно: что-то должно произойти или кто-то что-то должен сделать обязательно, непременно.

Особую смысловую нагрузку могут нести и целые предложения. Именно на таких предложениях вы и будете учиться раскрывать их смысл, "расшифровывать" их, и на основании того, что вам удастся сделать, соз­давать связный текст по этому предложению.

Теперь сформулируем несколько условий, без которых задание «"Расшифруй" предложение» выполнить невозможно.

1. Прежде всего нужно вычерпать полный смысл из

каждого слова, словосочетания, предложения. Но...

2. Нельзя придумывать ничего того, что нельзя узнать из предложения. Иначе вы будете только фан­тазировать, отталкиваясь от предложения, а перед вами стоит совсем другая задача. Это, конечно, не означает, что вы не можете на основании этого предложения что-то предположить. Затем...

3. Все, что вам удалось узнать из предложения, следует изложить в виде связного текста.

Теперь попробуйте сами выполнить задание, анализируя предложение, вчитываясь в каждое его слово: Девушка знаками объяснила глухонемой, что над ней пошутили и никакого жениха нет и не будет.

Задание выполните письменно. После этого сравните свой ответ с тем, что написал один ученик. Мы считаем, что он сделал это удачно.

Жила глухонемая девушка. Какие-то люди, черствые и жестокие, решили сыграть с ней злую шутку: ей ска­зали что ее познакомят с женихом. Она, очевидно, на­деялась на встречу с женихом и ждала ее, но другая де­вушка, которая умела объясняться с глухонемой с по­мощью знаков, сказала ей, чтобы она не ждала жениха, потому что то, что ей обещали, была лишь шутка.

Потренируемся еще на совсем простом предложении.

Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в меня обратно.

Сравните получившийся у вас текст с тем, который написал один ученик.

В какой-то комнате находился мальчик. Наверное, его кто-то обидел или произошло что-то, что его очень огор­чило. И он заплакал. Мальчик не хотел, чтобы другие увидели его слезы. Может быть, кто-то вошел в комна­ту, и мальчик решил избавиться от слез таким нео­бычным способом: вкатить их обратно.

У вас мог получиться другой вариант, и в этом нет ничего плохого. Просто всегда нужно уметь доказать, что смысл, который "вычерпали" вы, содержится в данном предло­жении, монтаж же текста может быть самым разным.

Бывает, что одного предложения недостаточно, чтобы до конца понять ситуацию, даже если мы полностью "вы­черпали" смысл предложения.

Поработаем с предложением: Проводив гостя, он про­шелся по саду, жестикулируя в потемках и не желая верить, что только что произошло такое странное глу­пое недоразумение.

Что мы можем сказать по этому предложению?

Дело происходит вечером (в потемках). Загородный дом, сад. В гостях у одного мужчины был другой. Во вре­мя этого посещения произошло какое-то недоразумение. Из текста мы не можем сказать, что произошло и про­изошло ли оно между ними. Знаем только, что хозяину оно показалось странным и глупым. Хозяин был так по­ражен происшедшим, что прошелся по саду, как бы проигрывая все снова (жестикулируя).

Мы показали вам разные предложения. Из одних можно "вычерпать" больше, из других - меньше. Но все это были предложения с большой смысловой нагрузкой. На таких примерах вы и будете учиться составлять текст по предложению.

Иногда встречаются особо значимые предложения, кото­рые являются как бы концентратом смысла. По такому предложению, "вычерпывая" его смысл, можно предска­зать многое из того, что есть в тексте, откуда оно взято.

Поработаем с таким предложением.

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой.

Что значит лес расступился перед ним?

Видимо, какой-то человек был в лесу. Скорей всего, он заблудился, потому что лес вдруг расступился перед ним. Он не ожидал, что лес кончится и он сейчас из него вый­дет. Позади остался не просто лес, а лес плотный и немой.

Давайте подключим свои знания и воображение и рас­шифруем слова плотный и немой.

Плотный — это значит, что деревья там стоят плотно друг от друга, возможно, стеной. Немой - слово с осо-

бенно большой смысловой нагрузкой: оно означает, что там не только не слышно звуков, не только не поют птицы и не живут звери, но и ветер не шевелит деревья. Они стоят там так плотно, что даже при ветре не гнутся и не шумят вершинами. Значит, туда трудно пробиться солнечным лучам. Земля не просыхает и превращается в болото. В таком лесу, где не раскачиваются вершины, а ноги засасывает трясина, очень страшно.

Вот сколько мы узнали из одного небольшого предло­жения!

А теперь вставим его обратно в рассказ, который приво­дим в сокращении.

Жили в старину одни люди, непроходимые леса окружа­ли с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой -была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних вглубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до бо­лот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, а от него люди гибли один за другим... Нужно было уйти из этого леса, и для этого было две дороги: одна - назад, - там были сильные и злые враги, другая — вперед. — там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота... Люди сидели и думали... И ослабели люди от дум... Страх родился среди них... Но тут явился Данко и спас всех один... И вот он говорит им, своим товарищам: "...Вста­вайте, пойдем в лес и пройдем его насквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец"...

"Веди ты нас". - сказали они.

Тогда он повел... Трудный путь это был!...

И стали они упрекать его в неумении управлять ими...

Тогда в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло.

- Что сделаю я для людей! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце и ярче солнца...

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем.

Мы с вами по одному предложению сумели предсказать многое из рассказа "Старуха Изергиль", созданного М. Горьким.

Задание 24

"Расшифруйте" предложение.

Они встретились взглядами и чутьем поняли друг друга:

барин де завалился спать, можно и заглянуть кое-куда.

Ответ ученика

Они - это нерадивые слуги какого-то барина, которые всегда готовы его обмануть. Слуги знали привычки своего господина, например, если тот завалился спать, то спать он будет крепко и долго. За это время можно заглянуть кое-куда, скорей всего в кабак. Возможно, хозяин тоже выпил или занимался чем-то, что не вызывает уважения, во всяком случае он почему-то не лег спать, а завалился. Друг друга слуги тоже хорошо понимают (чутьем поняли): им достаточно молча обменяться взглядами, чтобы понять друг друга и принять общее решение без слов.

В ответе ученика, которому многое удалось узнать из неболь­шого предложения, присутствует, однако, лишняя инфор­мация. Найдите ее.

Ответ

Несмотря на вводное слово возможно, ниоткуда не выте­кает, что хозяин выпил.

(Предложение взято из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души").

Задание 25

"Расшифруйте" предложение.

Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут.

Один из возможных ответов

Может быть, это погоня, а может быть, произошло или может произойти страшное, роковое событие, которое хочет предотвратить всадник. Поэтому он мчится туда на коне, не жалея его. Конь рухнул почти у цели — ему не хватило десяти минут.

(Предложение взято из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".)

Задание 26

"Расшифруйте" предложение.

Я привык, чтобы на меня кричали, но было неприятно, что эта дама тоже кричит.

Ответ ученика

Кто-то (мужчина, или юноша, или подросток) находится постоянно в униженном состоянии {привык, чтобы на меня кричали). Именно это позволяло так часто на него

кричать, что он к этому привык. Но была какая-то дама, которая казалась ему не такой, как те, что его окружали. Но что-то произошло, из-за чего она тоже стала кричать на него. И это неприятно поразило его.

В этом ответе есть неточная информация. Найдите ее.

Ответ

Необязательно должно что-то произойти, чтобы дама за­кричала: может быть, он просто ошибся в ней.

(Предложение взято из повести А.М. Горького "В людях".)

Наши рекомендации