Организационно-экономическая характеристика предприятия
Исследование проходило на современном калужском предприятии ООО "Гестамп-Северсталь-Калуга". Это совместное испано-русское производственное предприятие, основанное в октябре 2008г., основными участниками которого являются испанский «Гестамп Автомосьон» и российская «Северсталь». Основное направление деятельности - производство штампованных деталей для кузовов автомобилей при помощи холодной штамповки.
Компания "Северсталь" уже начала пробные поставки металла, произведенного на Череповецком металлургическом комбинате по спецификациям компании Volkswagen, металлоцентру и на штамповочное производство.
Гестамп Автомосьон - это международная группа‚ которая занимается развитием и производством металлических компонентов и конструкций в автомобильной индустрии. Гестамп Автомосьон и Группа Гонварри‚ составляют два основных направления деятельности корпорации Гестамп.
В настоящее время у Гестамп Автомосьон 56 производств и 9 центров исследований и разработок в 17 странах мира. Здесь работает более 11750 человек. В 2007 году доход Гестамп Автомосьон от основных клиентов составил 2‚2 млрд. евро. Основными клиентами компании являются всемирно известные автомобильные концерны‚ такие как Volkswagen‚ Renault-Nissan‚ Peugeot-Citroen‚ Daimler‚ GM‚ Ford и Chrysler. Быстрый рост Гестамп Автомосьон обусловлен качеством работы сотрудников‚ которые создают продукт и технологии‚ направленные на уменьшение веса металлоконструкций‚ а так же сокращения загрязнения окружающей среды автомобилями‚ при этом улучшая безопасность пассажиров. На данный момент целью компании является активный рост и завоевание рынка Восточной Европы и Азии.
ООО"Гестамп-Северсталь-Калуга" - штамповочное производство, которое выпускает кузовные детали для расположенного в этой же промышленной зоне предприятия концерна Volkswagen. Предприятие оснащено несколькими прессовыми линиями. Таким образом,ООО"Гестамп-Северсталь" обеспечит полную цепочку переработки металлопроката - от рулона до детали автомобиля. Объем производства составит 13 млн штампованных деталей в год. Основными потребителями станут VW, PSA, Renault-Avtoframos.
Основными клиентами компании являются всемирно известные автомобильные концерны‚ такие как Volkswagen‚ Renault-Nissan‚ Peugeot-Citroen‚Daimler‚GM‚Ford.
Инвестиции составили около 89 млн евро, из них на покупку оборудования было затрачено 39,5 млн евро.
В настоящий момент на предприятие работает 164 человека. Из них 124 человека занято в производстве, 40 человек занято в управлении.
Уровень образования персонала: 70 % - высшее, 20 % - среднее профессиональное, 10 % - среднее специальное. Следует заметить, что 8,3 % персонала обучаются заочно в высших учебных заведениях.
Возраст от 20 до 58 лет.
На предприятии работают сотрудники из разных стран: Россия, Испания, Германия, Словакия. Несмотря на это все отлично понимают друг друга.
Производственный персонал (операторы, наладчики, мастера, начальники участков, карщики) в основном русские. Как и другие предприятия г. Калуги предприятию ООО"Гестамп-Северсталь-Калуга" приходится бороться с недостатком персонала в самом г. Калуга, и привлекать потенциальных сотрудников с районов (Дзержинский р-н, Бабынинский р-н).
На заводе преобладает положительный психологический климат, атмосфера поддержки и взаимовыручки. Сотрудники общаются между собой не только на работе, но и иногда собираются после работы. Каждую неделю играют в футбол (собираются сотрудники из разных отделов), летом проходят игры с командами других предприятий.
На предприятии есть следующий соцпакет: доставка автотранспортом, бесплатное питание, дополнительные медицинские услуги. Все желающие имеют возможность заниматься спортом, изучать испанский язык.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия по данным внешней финансовой отчетности является классическим способом анализа. Его проведение включает следующие этапы:
1. Сбор информации и оценка ее достоверности, отбор данных из форм бухгалтерской отчетности за требуемый период времени.
2. Преобразование типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму.
3. Характеристика структуры отчета (вертикальный анализ) и изменения показателей (горизонтальный анализ).
4. Расчеты и группировка показателей по основным направлениям анализа.
5. Выявление и изменение групп показателей за исследуемый период.
6. Установление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов.
7. Подготовка заключения о финансово-экономическом состоянии предприятия.
8. Выявление «узких мест» и поиск резервов.
9. Разработка рекомендаций по улучшению финансово-экономического состояния предприятия.
Структура анализа финансово-экономического состояния предприятия состоит из оценки пяти основных блок-параметров (рис.1.6.):
1. Состава и структуры баланса.
2. Финансовой устойчивости предприятия.
3. Ликвидности и платежеспособности предприятия.
4. Рентабельности.
5. Деловой активности.
Эти блоки представляют собой структуру анализа, на основании которого производятся расчеты и группировка показателей, дающих наиболее точную и объективную картину текущего экономического состояния предприятия.
Известны десятки относительных показателей, но для удобства пользования они объединены в несколько групп:
- ликвидности;
- платежеспособности;
- финансовой устойчивости;
- интенсивности использования ресурсов;
- деловой активности;
- характеристика структуры имущества.
Информационной базой для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность. Отчетность организации (хозяйствующего субъекта) – это система показателей, характеризующая результаты и отражающая условия ее работы за истекший период.
Без развития методов структуры управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опастность деформации самих задач управления;
Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и исполбзованию автоматизированных ситсем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
Аппарат управления состоит из:
- дирекции;
- бухгалтерии;
-отделов: финансового, планово-экономического и ценообразования, труда и заработной платы, реализации заказов и хозяйственных договоров, диспетчерского, автоматизированных систем управления, испытаний и эксплуатации, технологического отдела по подготовке производства вагоностроения, службы охраны труда и экологии, группы инспекции, бюро планирования и учета, сектора сбыта.
Организационная структура- это внутреннее строение организации, которая отображает совокупность, взаимосвязи, соотношения элементов системы управления и функциональных областей.
Организационная структура определяет соотношение между функциями, выполняемыми сотрудниками организации.
Элементами структуры являются отдельные службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные.
2.2. Анализ системы мотивации ООО «Гестамп – Северсталь – Калуга»
Для исследования мотивации сотрудников как инструмента достижения целей предприятия использовались следующие методы:
1. Анкетирование среди рабочих на предмет выявления их основных потребностей и нужд, а также причин неудовлетворённости трудом;
2. Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана.
3. Беседы с сотрудниками предприятия;
4. Ознакомление с документацией по структуре предприятия, системой оплаты труда, обучением.
Исследование проводилось на участках штамповки: линии и трансфере. В исследовании приняло участие 17 человек, в возрасте от 21 до 30 лет. Данные участки считаются эффективными, т.к. за короткое время сотрудники полностью освоили разные участки работы, всегда выполняют и перевыполняют производственный план. В коллективе сложились дружеские отношения и атмосфера взаимовыручки.
1. Анкетирование:
Было проведено на 17-ти рабочих. Выявлялись их основные потребности, а также причины, которые могут снижать и повышать эффективность работы .