Итальянская живопись эпохи возрождения
Выставка одного шедевра
Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина
пояснительная записка к КУРСОВой РАБОТе
по дисциплине «Мировая культура и искусство»
ЮУрГУ–100400.2014.313.ПЗ КР
Нормоконтролер, ассистент Руководитель, к.п.н., доцент
______________ О.В. Максимова ___________ Н.Н. Нохрина
______________ 2014 г. ___________ 2014 г.
Автор работы
студент группы С-251
____________ Е.М. Иванова
____________ 2014 г.
Работа защищена с оценкой
____________________
____________________2014 г.
Челябинск 2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Институт спорта, туризма и сервиса
Кафедра «Туризм и социально-культурный сервис»
Специальность «Туризм»
Утверждено
протокол №2 заседания кафедры
от 9.09.2014 г.
З А Д А Н И Е
на курсовую работу студента
______
Ф.И.О. (полностью)
Группа 251
1 Дисциплина
«Мировая культура и искусство»
2 Тема работы
______
3 Срок сдачи студентом законченной работы 01.12.2014 г.
4 Перечень вопросов, подлежащих разработке
________________________________________________________________________
____________
______
5 Календарный план
Наименование разделов курсовой работы | Срок выполнения разделов курсовой работы | Отметка о выполнении |
Введение, библиография | 01.10.2014 | |
Глава 1 Итальянская живопись эпохи возрождения | 15.10.2014 | |
Глава 2 | 01.11.2014 | |
Приложения | 15.11.2014 | |
Оформление и сдача работы | 01.12.2014 |
Руководитель работы _______________ /Н.Н. Нохрина/
(подпись)
Студент _______________ /Е.М. Иванова/
(подпись)
(оборотная сторона диста)
Аннотация
Иванова Е.М. Выставка одного шедевра. Картина «Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина. – Челябинск: ЮУрГУ, С-253, 2014. – 35 с., 2 ил., 4 табл., библиогр. список – 9 наим., 2 прил., 1 презентация – CD-RW.
После анализа творчества Антонелло да Мессина установлено, что одним из выдающихся шедевров живописи Возрождения признана картина «Святой Себастьян». Обращение к религиозной тематике и ее отражению в живописи позволило установить, что Себастьян считался защитником во времена эпидемий чумы, а также покровителем стрелковых искусств.
Картина написана в середине XV века и отражает вкусы эпохи: гуманизм, возвращение классицизма, использование живописной перспективы. Полотно посвящено древнеримскому воину, застреленному сослуживцами за приверженность христианству.
Прославленная картина «Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина сегодня хранится в Дрезденской галерее, но не раз выставлялась и в других галереях. В октябре 2006 года шедевр был привезен в Москву в Пушкинский музей, где была устроена выставка одного шедевра.
оглавление
Введение ………………………………………………………………… | ||
итальянская живопись эпохи возрождения | ||
1.1 Основные черты гуманизма в итальянской живописи………………... | ||
1.2 Гуманистические идеи в творчестве Антонелло да Мессина ……….. | ||
1.3 Живописные средства Антонелло да Мессина ………………………. | ||
Выводы по главе один ……………………………………………………… | ||
Картина «Святой Себастьян» Антонелло да Мессина – лучший образец живописи Возрождения | ||
2.1 История создания картины «Святой Себастьян» …………………… | ||
2.2 Сюжетно-композиционные средства Антонелло да Мессина в картине «Святой Себастьян» ……………………………………………… | ||
2.3 Современное состояние полотна Антонелло да Мессина «Святой Себастьян» ………………………………………………………………… | ||
Выводы по главе два ……………………………………………………… | ||
Заключение ……………………………………………………................ | ||
Библиографический список ……………………………………… | ||
Приложения | ||
Приложение А. Репродукция «Святой Себастьян» ………………… | ||
Приложения Б. Текст экскурсовода …………………………………… | ||
Приложения В. Презентация шедевра «Святой Себастьян» |
Введение
Представление одного шедевра большая редкость в выставочной деятельности. Успех этого дела во многом зависит от качества экспоната и организации выставки, поскольку инстинкт потребителя требует богатства выбора. Показательно и то, что последнее десятилетие успех любой выставки определяют: во-первых, количеством картин, во-вторых, количеством посетителей. Причем, и то и другое должно стремиться к сотням, а лучше к тысячам.
Между тем, психологами доказано, что за одно посещение выставочного зала зритель способен воспринять и прочувствовать содержание лишь около десяти экспонатов, все остальное просто «сканируется». Это объясняется, прежде всего, закономерностью протекания психических процессов. Так, в психологии эмпирически обосновано и экспериментально доказано, что численная характеристика среднего объема внимания людей составляет 5–7 единиц информации.
Сегодня в музеях и галереях постепенно возрождается забытый жанр – выставка одного произведения, своего рода «арт-бенефиса». В России первый опыт проведения подобного рода выставок относится к концу XIX века. Так в начале 1880 года в Петербурге открылась необычная для того времени выставка – выставка одной единственной картины – «Ночь на Днепре» кисти А.И. Куинджи. Успех выставки был ошеломляющим. Все газеты писали о необыкновенной выставке.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется необходимость, приобретения будущим специалистом индустрии туризма теоретических знаний и практических навыков подготовки и проведения выставки одного шедевра.
В мировой культуре накоплено значительное количество шедевров, которые могут быть представлены широкому кругу зрителей в качестве одного экспоната. К этому фонду относится и прославленная картина «Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина», которая сегодня хранится в Дрезденской галерее, но не раз выставлялась и в других галереях.
Теоретическая база исследования: основные черты гуманизма в живописи итальянского возрождения освещены в зарубежных и отечественных работах по теории искусств (Л.Б. Альберти, И. Хейзинга, Т.В. Ильина и др.); особенности итальянской живописи с достаточной подробностью представлены в учебниках и учебных пособиях по мировой культуре и искусству (Л.Г. Емохонова, А.Н. Маркова и др.); описание гуманистических идей в творчестве Антонелло да Мессина нашло свое отражение в публикациях С. Соловьева, А. Тенасе и др.
Цель курсовой работы – выявить характерные черты эпохи Возрождения, запечатленные в картине «Святой Себастьян» кисти Антонелло да Мессина.
Объект исследования – гуманизм в живописи итальянского возрождения.
Предмет исследования – гуманистические идеи в творчестве Антонелло да Мессина.
Задачи курсовой работы:
· выявить особенности ренессанса в живописи итальянского возрождения;
· определить предпосылки зарождения гуманистических идей в творчестве Антонелло да Мессина;
· установить основные признаки, позволившие картину «Святой Себастьян» отнести к лучшим образцам живописи Возрождения;
· обосновать возможность экспонирования картины «Святой Себастьян» в качестве шедевра для «Выставки одного произведения».
Структура курсовой работы отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.1. Основные черты гуманизма в итальянской живописи
Библиографический список
1 Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.Г. Емохонова. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр Академия, 1999. – 448 с.
2 Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство/ Т.В. Ильина. – М.: Высшая школа, 1993. – 356 с.
3 История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения/ под ред. Л.М. Брагиной. – М.: Высшая школа, 1999. – 243 с.
4 Нохрина, Н.Н. Мировая культура и искусство: учебно-методический комплекс дисциплины/ Н.Н. Нохрина. – Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2007. – 116 с.
5 Соловьев, С. Музеи и выставки/ С. Соловьев// Ваш досуг. – 2006. – №40. – С. 94–95.
6 Тенасе, А. Культура и религия/ А. Тенасе; пер. с румын. М.Ф. Солодухиной. – М.: Политиздат, 1977. – 106 с.
7 Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: ПК 486 или выше; 8 Мб ОЗУ; Windows 3.1 или Windows 95; SVGA 32768 и более цв.; 640×480; 4х CD-ROM дисковод; 16-бит. зв. карта; мышь. – Диск и сопровод. материал помещены в контейнер 20×14 см.
8 Шедевры итальянского искусства возрождения [Изоматериал]/ Торговый Дом «Медный всадник»; дизайн П. Канайкина; вступ. ст. С. Кудрявцевой. – СПб.: П-2, 2001. с.: цв. ил.; 29×29 см. (Эрмитажная коллекция).
9 Huizinga, J. Amurgul evului mediu/ J. Huizinga// Editura Univers. – 1970. – 440 p.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Название
Рисунок А.! – Название
Продолжение приложения А
Рисунок А.2 - Название
Окончание приложения А
Рисунок А.3 – Название
Приложение А
Пример оформления графика в приложении работы
Рисунок А.1 – Соотношение дохода и риска
Приложение Ж 4
Пример оформления фотоснимков в тексте
2.3.2 Пещера Майская
Майская пещера в основном горизонтальна, ее глубина 7,4 м, общая протяженность ходов 378 м. Пещера заполнена песком, щебнем, глиной.
Рисунок 2.3.2.1 – Фрагмент нитки маршрута «Усть-Катав – Серпиевка»
На стенах пещеры множество мелких (длиной до 15 см) сталактитов, в основном соломообразной формы (цвет их – от белого до темно-коричневого). Есть в зале и невысокие округлые сталагмиты.
Рисунок 2.3.2.2 – Сталактиты соломообразной формы
Рисунок 2.3.2.3 – Сталагмиты округлой формы
Приложение И
Пример оформления таблицы
Таблица 2.1 – Результаты анкетирования студентов после проведения обучающей экскурсии
№ Вопроса | Содержание вопроса | Варианты ответов | Результат, кол-во студентов |
Оцените экскурсию по 5 – бальной системе | |||
– | |||
– | |||
– | |||
Что бы Вы изменили в экскурсии | маршрут | ||
экскурсовода | |||
количество экскурсионных объектов | |||
Другое | |||
Оцените деятельность экскурсовода по 5 – бальной системе | |||
– | |||
– | |||
Был ли Вам интересен материал, полученный от экскурсовода | Да | ||
Нет | – | ||
Очень | |||
не очень | |||
Есть ли у Вас пожелания к экскурсоводу | Нет | ||
Да | |||
Обладала ли экскурсия познавательным характером | Да | ||
Нет | – | ||
больше да, чем нет | |||
больше нет, чем да | – | ||
Достаточно ли кол-во экскурсионных объектов для получения представления об элементах классицизма в архитектуре Челябинска | да | ||
Нет | |||
Нет |
Окончание таблицы 2.1
№ Вопроса | Содержание вопроса | Варианты ответов | Результат, кол-во студентов |
Оптимально ли время проведения экскурс – 1 ч. 30 мин | Да | ||
Нет | |||
Можно ли проводить эту экскурсию в целях профориентации для школьников | Да | ||
Целесообразно ли использовать эту экскурсию в образовательном процессе | Да | ||
Нет | – | ||
Возможно ли использование этой экскурсии, как вариант проведения выездного практического занятия | да (в этом варианте) | ||
да (но с увеличением экскурсионных объектов) | |||
да (но не пешую, а автобусную) | |||
Нет | |||
Можно ли проводить эту экскурсию, как культурно-познавательную экскурсию для гостей нашего города | да (в этом варианте) | ||
да (но с увеличением экскурсионных объектов) | |||
да (но не пешую, а автобусную) | |||
Нет |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Институт спорта, туризма и сервиса
Кафедра «Туризм и социально-культурный сервис»
Пермский край
Отчет по ИНТЕРАКТИВНОМУ практиЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ЮУрГУ–100400.2014.313.ОИПЗ
Нормоконтролер, ассистент Руководитель, д.п.н., профессор
______________ О.В. Максимова ___________ Т.Н.Третьякова
______________ 2014 г. ___________ 2014 г.
Автор работы
студент группы С-151
____________ Е.М. Иванова
____________ 2014 г.
Челябинск 2014
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Институт спорта, туризма и сервиса
Кафедра «Туризм и социально-культурный сервис»
Основы сервиса
Отчет по УЧЕБНОЙ практике
ЮУрГУ–100400.2014.313.ОУП
Нормоконтролер, ассистент Руководитель, к.п.н., доцент
______________ О.В. Максимова ___________ О.В.Котлярова
______________ 2014 г. ___________ 2014 г.
Автор работы
студент группы С-151
____________ Е.М. Иванова
____________ 2014 г.
Челябинск 2014