При ориентировке в пространстве
Для успешного пользования оптическими приборами необходимо настроить реабилитанта на достаточно сложную и кропотливую работу, которая, однако, принесет ему неоценимую помощь в дальнейшем. Вначале необходимо тщательно изучить правила пользования оптическими приборами (лупами, биноклями и моно-клями). Иногда трудности возникают именно из-за того, что инвалид с остаточным предметным или форменным зрением (далее эту группу незрячих мы будем называть коротко «инвалиды с остаточным зрением») неправильно держит прибор, не умеет его фокусировать или линзы прибора недостаточно чисты.
Необходимо уделить внимание правилам хранения прибора и ухода за ним. Также надо особо остановиться на эффективных способах его удержания.
Как правило использование луп не вызывает у инвалидов больших сложностей, но лупами при ориентировке на улице практически пользоваться не приходится. В большом пространстве незрячему человеку с остаточным зрением помогают больше всего
телескопические средства, к которым, в первую очередь, относятся бинокли и монокли.
Начинать тренировку нужно в хорошо знакомом, полностью контролируемом месте (например, в знакомой комнате при хорошем постоянном освещении), а затем переходить к тренировке на улице.
Начинать надо с простых упражнений, а затем все более их усложнять. Уже в самом начале обучающийся почувствует необходимость приобретения эффективных навыков обследования (сканирования) пространства телескопическим прибором. (Эта задача может показаться ему вначале очень трудной, но дальнейшие упражнения принесут необходимое умение. Начинать надо с отслеживания неподвижных объектов, а затем переходить к движущимся.
При овладении реабилитантом техники использования телескопического прибора для ориентировки в помещении необходимо соблюдать определенную последовательность.
Сначала (первый этап) обучающийся должен попытаться без прибора определить положение человека, который держит в руках некий предмет (например, картину). Затем он обследует эту часть пространства с помощью телескопического прибора, вращая его в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Следует определить, таким образом, центр картины и описать, что на ней нарисовано.
При обследовании комнаты сначала нужно осмотреть помещение в целом, сканируя прибором в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Затем последовательно, начиная с левого угла комнаты, рассмотреть все находящиеся в ней предметы, сначала в общем, а затем детально. Обследовать предметы нужно сверху вниз.
При обучении слежению за движущимся объектом реабилито-лог (или любой другой человек, помогающий в обучении) встает на расстоянии 3—6 м от обучающегося, затем начинает двигаться в произвольном направлении Обучающийся должен проследить его движения. То же упражнение можно повторить, прослеживая движение любого подходящего для этой цели объекта.
Далее (второй этап) следует перейти к использованию телескопического прибора для чтения знаков, номеров, надписей и т. д. На этом этапе отрабатываются навыки чтения различных знаков, номеров, названий, имеющих значение для ориентации на улице и в помещении.
Начать можно с распознавания символов и линий, нарисованных на черной доске. Обучающегося просят с помощью прибора рассмотреть букву, нарисованную мелом в нижнем левом углу доски, затем проследить волнистую линию, которая ведет к правой верхней части доски, где нарисована звезда. Обучающийся должен описать, что нарисовано на доске, посчитать «волны» у волнистой линии и т. д.
Затем на школьной доске пишутся буквы, цифры, слова разного размера. Реабилитанта просят их прочитать. Сначала он может попытаться это сделать без прибора. Если у него не получится, то повторить попытку уже с телескопическим прибором.
С помощью телескопического прибора инвалид по зрению может научиться определять время на стенных часах. Реабилитанта просят найти в помещении стенные часы и определить по ним, который час — сначала без прибора, а потом с прибором.
Аналогичным образом незрячий с остаточным форменным зрением может научиться читать номера или знаки на дверях. Реабилитанта просят сначала без прибора, а затем с прибором обследовать дверь, называя вслух ее части (нижний левый угол, середина левой стороны, верхний левый угол и т. д.). После этого обучающийся должен попробовать без прибора найти номер или знак на двери. Если он не в состоянии сделать это без прибора, то он может с помощью прибора найти сначала левый нижний угол двери, затем следовать взглядом вдоль левой стороны до верхнего левого угла, спуститься чуть ниже и, смещаясь вправо, найти цифру или знак. Для тренировки это движение нужно повторить в обратном направлении. После успешного отыскания знака надо, сфокусировав прибор, прочитать знак и назвать его вслух.
Для тренировки в чтении знаков и надписей, встречающихся в помещениях, на доске, стене или двери закрепляются различные знаки, надписи и т. д. Обучающийся разглядывает знаки с помощью телескопического прибора, описывает их, определяет их назначение, прочитывает надписи.
По аналогичной схеме может проходить выработка навыков чтения реабилиантом дорожных знаков, указателей, названий улиц и т. д.
Для этого на доске или стене закрепляются различные дорожные знаки, указатели, таблички с названиями улиц и т. д. Обучающийся должен с помощью прибора изучить эти знаки, описать их, указать назначение, прочитать надписи на указателях, табличках и т.д.
На третьем этапе реабилитанту надо показать приемы пользования телескопическими приборами на улице.
Начинать тренировку на улице нужно в хорошо знакомом месте. Это может быть двор или микрорайон дома, в котором живет реабилитант. На улице трудно контролировать освещенность и контрастность предметов. Это затрудняет задачу поиска объектов, которые могли бы служить ориентирами, прочтение различных знаков, названий, вывесок и т. д. Поэтому обучение на улице требует большего внимания, учета погодных и климатических условий.
Затем целесообразно перейти к использованию телескопических приборов при выполнении простых маршрутов. Реабилитант занимает стартовую точку маршрута, разворачивается параллельно
улице (или дорожке на приусадебном участке). Перед тем, как начать движение, он должен медленно обследовать пространство впереди себя с помощью телескопического прибора, вращая его в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При этом обучающийся описывает характер окружающего его пространства, детали, появляющиеся в поле зрения, различные препятствия в районе предполагаемого пути и т. д. Далее он ищет и описывает расположение нескольких промежуточных ориентиров. После прохождения маршрута необходимо обсудить, какие из ранее намеченных ориентиров были найдены, какие были пропущены, какие детали могли бы послужить ориентиром.
При использовании телескопических средств при пересечении открытых пространств (площади, поля и т.п.) в целом последовательность действий такая же, как и в предыдущем упражнении, Сначала реабилитант медленно осматривает с помощью' телескопического прибора предполагаемое направление движения, отмечая для себя возможные препятствия и намечая ориентиры, которыми могут служить заметные детали ландшафта, городской среды и т. д. По ходу движения при потере ориентации необходимо вновь воспользоваться прибором. После прохождения маршрута обсуждаются сложности, возникшие при его выполнении. ~
Для обучения распознаванию с помощью оптических средств дорожных знаков и указателей реабилитанту дается задание найти столб с прикрепленным к нему указателем сначала без прибора (это может быть указатель в конце парковой дорожки). Если без прибора ему это сделать трудно, он должен воспользоваться прибором. Прибор надо вращать в горизонтальной плоскости. После обнаружения столба обучающийся должен, двигаясь взглядом вверх по столбу, начиная с его основания, найти указатель. Затем, сфокусировав при необходимости прибор, прочесть надпись на указателе.
Тренировка в чтении названий улиц с помощью телескопических приборов может проводиться, например, следующим образом. Сначала обучающийся должен попытаться без прибора найти табличку с названием улицы. Если ему не удастся выполнить такое задание, он должен взять в руки прибор и медленно обследовать сначала один, а затем другой угол здания. После обнаружения таблички нужно, сфокусировав прибор, прочитать ее.
После обсуждения характеристик нумерационной системы города, отработки навыков прочтения табличек с названиями улиц и номерами домов, движения по промежуточным ориентирам обучающемуся можно дать задание найти объект, находящийся по конкретному адресу. Начинать нужно с хорошо знакомого района. Сначала обучающийся должен найти и прочитать табличку с названием
улицы, затем найти и прочитать номера на нескольких домах, для того чтобы определить, на какой, четной или нечетной, стороне он находится и, в каком направлении убывают номера. После этого, если нужно, он должен перейти на другую сторону улицы и там также найти несколько номеров домов. Прикинув приблизительное количество домов, которое ему необходимо пройти до искомого здания, обучающийся идет вдоль улицы и, пройдя намеченное расстояние, вновь использует прибор и находит нужный номер.
Использование телескопических приборов при пересечении проезжих улиц и дорог (четвертый этап) можно начать с пересечения улиц без светофоров.
Реабилитант с помощью телескопического прибора (например, монокуляра) может определить: а) знаки перехода улицы: дорожный знак на столбе, полоски на мостовой; б) наметить ориентир на другой стороне, на который ему нужно двигаться, чтобы не сбиться с прямой линии, если нет пешеходных полосок на шоссе; в) по возможности определить, нет ли приближающихся машин, но это лучше тренироваться делать без применения прибора. Все эти умения должны быть последовательно отработаны.
Аналогичным образом реабилитант может освоить прием пересечения перекрестка. При этом надо особое внимание уделить сохранению прямолинейного движения строго по «зебре» или па намеченный ориентир на другой стороне улицы. Находясь приблизительно в районе перекрестка, слабовидящий должен воспользоваться телескопическим прибором для того, чтобы найти знак перехода. Затем, оказавшись на другой стороне улицы, он снова должен воспользоваться прибором для дальнейшей ориентировки.
При обучении пересечению улицы или шоссе со светофором надо предоставить реабилитанту возможность подойти к перекрестку и определить свет светофора без прибора. Если он не сможет этого сделать, показать, как в данном случае ему может помочь телескопический прибор. При этом последовательность действий является следующей: вращая прибор в горизонтальной плоскости, найти столб со светофором; определить, какой горит свет; дождаться начала включения зеленого сигнала, перейти улицу; обсудить возможные варианты светофоров с фигурами и надписями.
В условиях городской среды большое значение для ориентировки имеет нахождение, узнавание и прочтение различных вывесок, названий магазинов, рекламных щитов и т. д. (пятый этап). В этом реабилитантам также поможет телескопический прибор.
Для чтения вывесок и знаков, расположенных перпендикулярно к той стороне улицы, по которой движется, обучающийся, ему следует повернувшись лицом вдоль улицы, медленно обследовать пространство впереди себя, начиная от здания. Обнаружив знак,
надо вернуться к его левому углу и, сфокусировав прибор, прочитать его. Обсудить различное расположение таких вывесок.
При чтении вывесок и знаков, расположенных параллельно улице на противоположной стороне реабилитант поворачивается лицом к другой стороне улицы, т. е. становится перпендикулярно направлению движения. Медленно вращая прибор в горизонтальной и вертикальной плоскостях, находит здание с вывеской (надписью, рекламой), определяет точное местоположение надписи и, развернув более удобно корпус, фокусирует прибор и читает надпись, плавно переводя прибор с буквы на букву.
Для чтения обозначений на остановке городского транспорта реабилитант должен сначала определить местоположение автобусной остановки (по возможности без прибора). Далее, подойдя к ней, найти с помощью прибора прикрепленный к ней знак с обозначением номеров автобусов, сфокусировать прибор и прочесть номера. Более трудной задачей является прочтение номера подошедшего автобуса, так как на это отводится мало времени. Но при желании можно научиться делать это достаточно успешно.
На заключительном этапе следует показать реабилитанту, каким образом телескопические приборы можно использовать при изучении новой местности. При этом приемы ориентировки остаются в принципе теми же, которые мы рассмотрели ранее.
Особо надо остановиться на ориентировке в торговом центре, в метро. Ориентировка в незнакомой области может начаться с изучения карты. Для этого также можно использовать различные лупы, бинокли и монокли. Далее можно поставить перед реабилитантом задачу, например, найти по адресу магазин в ранее неизвестном ему районе, не прибегая к помощи прохожих.
Если он успешно освоит приемы пользования оптическими приборами, это существенно поможет ему в ориентировке и передвижении в пространстве. Он будет чувствовать себя более уверенно и независимо на городских улицах. Поэтому мы настоятельно рекомендуем применять оптические приборы и в тех случаях, когда зрение немного корригируется с помощью очков, и в тех случаях, когда такой коррекции не происходит.
Таким образом, при проведении занятий по пространственной ориентировке необходимо учитывать весь практический опыт реа-билитанта и его положение в семье, представлять себе патологию зрения, состояние здоровья реабилитанта, уровень его психического и физического развития. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и помнить, что не могут все реабилитанты достичь абсолютно одинаковых результатов при обучении пространственной ориентировке. "" '" *
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Третий этап социально-бытовой адаптации инвалидов по зрению является важнейшей частью общей программы, которая нацелена на разработку содержания и соответствующих методических рекомендаций, направленных на обучение инвалидов по зрению взаимодействию с окружающей средой посредством овладения ими специальными навыками самостоятельной ориентировки и безопасного передвижения в пространстве при отсутствии или глубоком поражении зрения. Необходимость и важность этого этапа ОБА обусловлены тем, что ограничения в передвижении и мобильности являются одними из главных препятствий как в процессе трудоустройства инвалида по зрению, так и в процессе его трудовой .деятельности. Кроме того, этот этап ОБА нацелен на расширение возможностей инвалида, взаимодействовать с социумом в лице работодателей и зрячих коллег по работе.
Основная цель обучения незрячих на этом этапе состояла в овладении ими приемами самостоятельного передвижения, как в замкнутом, так и в открытом пространстве, прежде всего, по месту проживания и предполагаемого места работы, а также в формировании навыков применять полученные знания и умения при изучении новых маршрутов.
Знания и умения реабилитантов, приобретенные в процессе обучения на третьем этапе пятиступенчатой модели, ложатся в основу сертификата социально-бытовой компетентности, который по предъявлении работодателю должен подтвердить социальную компетентность незрячего, и, в конечном итоге, повысить его шансы на последующее трудоустройство.
При широком распространении порядка сертификации социально-бытовой компетентности инвалидов по зрению на территории РФ данный документ, выдаваемый Центрами реабилитации, или специальными учебными заведениями, сможет стать первым шагом к началу функционирования инвалидов по зрению в качестве активных участников открытого рынка труда. Кроме того, этот сертификат будет способствовать продвижению данной категории граждан трудоспособного возраста на открытом рынке труда с помощью сотрудников специализированных отделов служб занятости, имеющих базы данных по инвалидам по зрению и формирующих предложения для работодателей. При этом работодатель получает не просто сотрудника-инвалида, но специалиста, адекватно решающего объективно имеющиеся у него проблемы со здоровьем с помощью реабилитационных методик и современных технических средств.
В Российской практике реабилитации инвалидов по зрению исторически сложилось так, что наиболее полный опыт оказания всесторонней помощи инвалидам по зрению накоплен во Всероссийском обществе слепых (ВОС). Поэтому представляется наиболее целесообразным для проведения реабилитационных мероприятий с инвалидами по зрению наряду с специально подготовленными реабилитологами приглашать хорошо реабилитированных инвалидов из местных и региональных организаций ВОС. Знания и умения таких социально-адаптированных инвалидов по^ зрению имеет возможность сертифицировать Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3