Когнитивное развитие ребенка раннего возраста
(1-3года)
На протяжении раннего возраста ребенок продолжает развивать ощущение и восприятие благодаря предметно-манипулятивной деятельности. К началу раннего возраста ребенок в основных чертах воспринимает свойства окружающих предметов, может устанавливать связи между предметами и их использованием в предметной деятельности.
Восприятие:
1. Носит аффективный характер, страстность. Эмоции обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.
2. связано с действием, определяет поведение; возникает единство между сенсорными и моторными функциями. В результате действий с предметами ребенок начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними.
По словам Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются вокруг , через и с помощью восприятия.
Слуховое восприятие:
развит фонематический слух (сначала выделяются и опознаются гласные, а потом согласные; к 2 годам дифференцируются все звуки родного языка).
Звуковысотный звук развивается медленно, поэтому нет смысла учить маленького ребенка петь.
Зрительное восприятие:
Несовершенно, потому что ребенок этого периода воспринимает только одно свойство и оно вызвано у него сильной эмоцией. И это приводит к тому, что разные предметы он может воспринимать как один. К 3 годам ребенок может означать 5 свойств предмета: овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Около 6 цветов: красный, оранжевый, синий, зеленый, белый, черный.
Память:
носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, но ребенок не сам вспоминает, а «ему вспоминается». Память еще не действует как отдельный процесс.
Преобладающие виды – двигательная, эмоциональная и частично образная. Проявления хорошей памяти (когда читают наизусть длинные стихотворения) не означает, что у ребенка феноменальная память или высокий уровень интеллекта. Это результат общей пластичности ЦНС.
Мышление:
Появляется на пороге раннего возраста и проявляется в использовании связи между предметами для достижения какой-либо цели (например, ребенок притягивает подушку, на которой лежит привлекательный предмет, чтобы достать его). установление новых связей идет путем проб и ошибок. Большинство задач такого типа дети решают посредством внешних ориентировочных действий (ВОД) мышления. Мышление, основанное на ВОД называется наглядно-действенным, и является новообразованием.
К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность:
1) обобщение;
2) перенос приобретенного опыта из первоначальных условий и ситуаций в новые;
3) умение устанавливать связи путем экспериментирования;
4) запоминать эти умения и использовать их при решении задач.
Речевое развитие младенца
(2м-1год)
Младенчество является доречевым этапом в развитии речи. В этот период происходит важная внутренняя работа по подготовке ребенка к речевой деятельности. Она вкл: 1)созревание головного мозга. 2) совершенствование фонематическогого слуха. 3) развитие и созрев-е артикуляционного аппарата (движение губ, языка). 4) развитиее понимания речи. 5) начало усвоения лексики.
В речевом развитии младенца наблюдается ряд универсальных стадий развития :
1.стадия крика( хар-на для кризиса новорожденности)
2.стадия гукания(2-4 мес)
3.Гуление (4-6) –оно певучее
4.лепет(6-8),и продолжает лепетать и до 10 мес.
5. стадия понимания речи.(нач. 8 –заканч. 10 мес)В 8 мес. Реб. проходит порог речевого развития .
6.стадия «первых слов» (с 10 мес. До 18 мес).
Первые слова напоминают указательные жесты(Выготский). К 1-му году реб. в ср. произносит 12-15 слов. С 8 мес. С ребенокм нужно перейти на правельный язык. Главный критерий-это понимание речи.