О зависимости и со-зависимость
Глава 10
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С ЗАВИСИМОСТЯМИ
Общее представление
о зависимости и со-зависимость
Проблема зависимостей не только обширна, но и-на. Многие считают зависимости прежде всего мед кой проблемой. И отчасти это так. Однако в генезе мости несомненно ведущую роль играет психолог фактор и, следовательно, роль психолога в освс нии от зависимости может быть значительной.
Социально значимые заболевания — наркома* коголизм, токсикомания, венерические и другие, ни, к сожалению, получают все большее распре в нашей стране. Одним из главных направлений ластики этих заболеваний является психопроф* Помимо медицинских учреждений ею на сегод активно занимаются социально-психологические Психопрофилактическая работа ведется практичес* ми подразделениями центра. Это обусловлено теМ|| здоровых семьях, где есть нормальные взаимоотнов риск социально значимых заболеваний низок. Пс ти членов семьи реализуются в самой семье. Если хологические потребности в семье не удовле возникает желание удовлетворить их вне семьи, внимание, любовь и поддержку, интерес к своей, ти. Такой интерес может быть получен, наприме формальной группе, в том числе группе наркомане сикоманов и т.п.
Кроме того, зависимости можно рассматривать как гораздо более широкое понятие. Оно абсолютно не ограничивается рамками алкоголизма и наркомании. Коринн Свит определяет зависимость как свойство характера или поведения, которое можно описать следующим образом.
Вы не контролируете это, скорее это контролирует вас. Вы чувствуете, что не имеете иного выбора, кроме как делать это, брать это, поступать так, как требует это.
Эта привычка настолько укореняется в вашей жизни, что становится незаметной для вас.
Вы делаете это все чаще и чаще, стараясь вызвать более сильное воздействие.
Вы начинаете регулярно делать это, когда предчувствуете неприятные ощущения, подобные скуке, одиночеству, физической боли и т.п.
Вы чувствуете, что уже не можете справиться с вашими жизненными проблемами без помощи этого.
Вы можете потратить значительную часть жизни, сражаясь с этим.
Вы можете потратить драгоценную энергию души, страдая от этого и безуспешно пытаясь разделаться с этим.
На это уходит часть ваших денег, вашего времени, вашей энергии в ущерб чему-то более полезному, в результате вы еще больше ненавидите себя за эти бессмысленные траты.
Вы Теряете самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения всего вашего жизненного уклада (семья, карьера, друзья), физического и душевного здоровья.
Некоторых это в конце концов убивает (Свит, 1997).
Этот же автор выделяет химическую зависимость (алкоголь, чай, кофе, курение, антидепрессанты и т.п.) и эмоциональную (неразборчивость в еде, трудоголизм, чрезмерное увлечение спортом, мастурбация, самоистязание, игры, стремление к риску, сексу, постоянно включенный телевизор и т.д.). Очевидно также, что эти два вида зависимостей часто перекрывают друг друга. Большинство из нас Имеет некоторые составные части зависимости. Существует также специальный термин — со-зависимость. Имеется ь виду ловушка зависимости от страданий (зависимости)тех, кого вы любите. И в этом смысле работа консу, та может быть более эффективна с со-зависимыми, членами семей алкоголиков, наркоманов и других-симых.
Генез зависимости достаточно сложен и до ко изучен. :
Понятно, что значимой является такая цепь: «все. хо»—активация зависимостей—«все хорошо»—уху, настроения—«все плохо»—активация... и тд.
Существует еще один более общий термин — тивное поведение. Под ним имеется в виду стремл уходу от реальности путем изменения своего пс; го состояния посредством приема некоторых ве постоянной фиксации внимания на определенных тах или активностях (видах деятельности), что со: дается развитием интенсивных эмоций. Процесс уп ления того иди иного вещества (субстанции), и щего психическое состояние, привязанность к или участие в активности принимает такие размер: начинает управлять жизнью человека, делает его мощным, лишает воли к противодействию адди роденко, Донских, 1990). Ц. П. Короленко и Т. А. выделяют несколько так называемых узлов процесс^ вития адцикции. .•
Первый узел — начало отклонения, когда бу> дикт начинает понимать, что существует способ, тивности, с помощью которого можно с; ко менять свое психическое состояние.
Второй узел — аддиктивный ритм, формиро: ледовательности прибегания к средствам адцикции коррелирует с жизненными затруднениями
Третий узел — формирование аддиктивного как интегральной части личности, аддиктивный новится привычным типом реагирования ется и становится невосприимчивой к критике.
Четвертый узел — полная доминация поведения, адциктивная часть личности пол деляет поведение аддикта, стиль его жизни, окружающими.
Пятый узел — катастрофа, разрушение психики и биологических процессов в организме {Короленко, Донских 1990).
По-видимому, закономерности развития зависимости (адцикции) однотипны в самых разных случаях. И хотя на первый взгляд между алкоголиком, сексуальным ад-диктом и азартным игроком мало общего, существуют сходные особенности, определяющие их межличностное поведение.
К ним относится: I) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; 2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; 3) внешняя социабельность, сочетаемая со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; ^стремление говорить неправду, 5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны; 6) стремление уходить от ответственности в принятии решений; 7) стереотипность, повторяемость поведения; 8) зависимость; 9) тревожность (Там асе).
Существуют и другие описания личностей, подверженных зависимостям, а также разные точки зрения на их генез, но более детальное рассмотрение этих действительно сложных и комплексных категорий уже выходит за рамки нашей работы. Остановимся теперь на некоторых зависимостях, несущих наибольший общественный вред.
10.2. Наркомания
Во всем мире люди обеспокоены широким распространением наркотиков и злоупотреблением ими, в особенности использованием психоактивных наркотиков. К ним относятся те, которые вызывают изменения в мышлении, Поступках и чувствах индивида. Некоторые из психоактив-.Ных наркотиков широко известны и легальны, например, Никотин и алкоголь. Однако злоупотребление ими приводит к зависимости и проблемам со здоровьем. Другие пси-хоактивные наркотики назначаются врачом, сюда отнс ся, например, диазепам (валиум) и кодеин. Употребле их может принять форму зависимости, если они испс ются не по назначению. И наконец, существует группа котиков, которые называются «уличными наркоти* ввиду их нелегальности. К ним, например, принадле)! героин.
Все психоактивные наркотики вызывают изменен! мышлении, чувствах и поведении человека. Очень ч эти изменения драматичны и приводят к серьезным рым реакциям, которые могут быть опасны в физически и (или) психологическом отношении. Человек может режить смятение, панику, ярость, кому. Во всех случа ему необходимо уделить внимание.
После долгого употребления все наркотические веще ства могут вызвать зависимость. Все они могут послу причиной (а также быть следствием) серьезных физиче ких и психических (эмоциональных) проблем. Процесс висимости имеет физическую и эмоционально-психолог ческую стадии и обычно, не ослабевая, продолжае вплоть до серьезной болезни индивида или его преждев^ ременной смерти.
Все психоактивные наркотики опасны на любом уроа-] не, и даже если с ними смирились и используют их (как| например, алкоголь в быту или кодеин в медицине), же они заслуживают особого внимания.
Концепция привыкания, физической зависимости и| «ломки» применима ко всем психоактивным наркотикам^
Существуют следующие основные виды психоактивнь веществ:
Седативно-гипнотические. В эту группу входят вто{ пенные транквилизаторы наподобие диазепама (валиум| и хлордиазопоксида (либриума), барбитуратов, седативг препаратов, средств хирургической анестезии и алкогол ных напитков.
Стимулирующие средства. Никотин, кофеин, ам<] ны и кокаин.
Опиаты и опиоиды (истинные наркотики). Сюда относятся опиум, кодеин, морфин, героин и основные болеутоляющие — такие как перкодан и др.
Галлюциногены или психоделики, такие как ЛСД, пейот, мескалин, МДМА (метилендиоксиметамфетамин)21.
Конопляные средства (Cannabis sativa), известные как марихуана и гашиш.
Органические растворители, например бензин, клей, ацетон; летучие нитриты — амил- или бутилнитриты; оксид азота, или так называемый «веселящий газ»; и многочисленные антигистамины.
В России, по данным А. В. Ларионова, основными видами наркотиков являются препараты группы опиатов и марихуана, а широко распространенными токсическими препаратами — клей «Момент», бензин и различные виды растворителей (Ларионов, 1997).
Всякий раз, когда человек принимает психоактивный наркотик, это вещество попадает в кровь и движется вместе с ней к головному мозгу, вызывая психоактивные эффекты. Все психоактивные наркотики являются причиной изменений в мыслях, чувствах и поступках человека.
Пути поступления наркотического вещества в кровь могут быть следующими:
через рот (например, алкоголь);
поглощение мембранами (втягивание носом кокаина);
ингаляция (курение марихуаны);
инъекция.
Способ введения обычно помогает определить потенциальный эффект. Когда наркотик принимается орально, т.е. через рот, ожидается меньшее его воздействие, нежели при курении или инъекциях. Однако независимо от способа введения результатом может оказаться злоупотребление или физическая зависимость.
21 Производное от амфетамина. Средство известно тем, что наряду с ЛСД использовалось в США в психотерапии до запрещения в 1985 г.Все наркотики имеют «дозировку». Это значит, что при преЦ вышении дозы меняется действие наркотика. Ниже приведены| четыре основных уровня дозирования для всех наркотиков:
Пороговый: уровень, ниже которого данное вещество не доставляет ощутимого эффекта (например, одна чайная ложка пива).
Эффективный: уровень, на котором достигается желаемый эффект. Здесь необходимо заметить, что все нежела-емые эффекты называются побочными и все наркотичес* кие вещества имеют побочные эффекты (например, гастрит, заработанный при приеме крепких напитков на голодный желудок).
Токсический: уровень, на котором тело ведет себя так, будто отравлено (например, рвота по причине сильного опьянею»).
Летальный: уровень на котором действие наркотика вызывает смерть (например, в результате опустошения пяти бутылок водки на голодный желудок или передозировки героина).
Даже в благополучных семьях дети часто оказываются без внимания значимых взрослых. Родители вынуждены много времени отдавать работе. В школе слаба система воспитательной работы, значительно уменьшилось количество детских организаций, кружков, секций.
В этих условиях дети и подростки становятся легко подвержены различного рода зависимостям — наркомании, токсикомании. В какой-то мере, значимых взрослых заменяют психологи социальных служб. Например, Отделением экстренной психологической помощи по телефону Пермского Областного центра психолого-педагогической помощи ежегодно обслуживается более 10 000 клиентов. 14,5 % от-бсех обращений составляют обращения детей и | подростков, 8,8 % составляют обращения студентов. Консультантами ТЭПП ведется особым образом организованная беседа по поводу проблем, трудностей адаптации к школьному коллективу и другому значимому окружению. Проявляется интерес к личности ребенка, ему оказывается поддержка и помощь в разборе трудной для
него жизненной ситуации. Кроме этого консультантами проводится разъяснительная работа, беседы о значимых для молодежи проблемах, в том числе о сексуальных проблемах, наркомании и алкоголизме.
10.3. Алкоголизм
Другой распространенной формой зависимости, особенно характерной для России, является алкогольная зависимость. В принципе, алкоголь — это тот же наркотик, вызывающий изменение настроения, как и героин, кокаин, барбитураты, амфетамины, никотин и кофеин. Хронический алкоголик имеет физическую и психологическую зависимость от алкоголя.
Не существует «среднего алкоголика». Им может быть мужчина или женщина, молодой, среднего возраста или пожилой человек, в одном случае имеющий хорошую работу, неплохой дом и семью, а в другом — безработный, бездомный и лишенный гражданских прав. Вопреки распространенному мнению, те люди, которые, шатаясь, попадаются нам на глаза, составляют менее 5 % от общего числа алкоголиков. Остальные же большую часть времени не идентифицируются нами как алкоголики — они «обычные» люди.
Алкоголь относится к седативно-гипнотическим наркотикам. Он действует на центральную нервную систему как депрессант, хотя даже в небольших дозах оказывает возбудительное и раздражительное действие на остальные части организма;
Наиболее распространенный результат воздействия алкоголя как наркотика — эйфория и интоксикация. Проникая в головной мозг, алкоголь тем самым ослабляет его функционирование. Все реакции мозга замедляются, а происходящие в нем процессы прерываются и искажаются. Интоксикация приводит к неадекватности чувств, суждений, поведения и физической координации. При острой интоксикации человек может потерять сознание; это настоящая кома. В худшем случае человек, превысив дозу, может умереть. Центральная нервная система в этом слу-чае столь анестезирована, что человек перестает дышат*| или задыхается насмерть от рвоты.
Если человек чрезмерно увлекается алкоголем или зла-, употребляет им, то спустя какое-то время тело физически | адаптируется к присутствию алкоголя. В этом случае начи-. нает происходить следующее.
Привыкание: прием с каждым разом все большей дозыщ для достижения прежнего эффекта. Привыкание — это способность выпивать огромное количество алкоголя, не по* лучая соответствующего воздействия. Другими словами, для того, чтобы получить желаемый эффект, необходимо по* вышать дозу. Способность пить много и не пьянеть указывает на привыкание.
Физическая зависимость: повышенное (высокое) привыкание к алкоголю — шаг, предшествующий физической зависимости от него. Физическая зависимость означает, что организм физически адаптировался к частому употреблению этого наркотика. И если теперь прервать его прием, может произойти «ломка».
Ломка: Также известная как синдром абстиненции, ломка случается из-за того, что организм стал физически зависеть от алкоголя. Когда прекращается прием алкоголя, центральная нервная система приходит в состояние возбуждения, которое может вызвать визуальные, слуховые и тактильные галлюцинации, апоплексический удар, конвульсии и дезориентацию. Ломка, вызванная приемом алкоголя, с медицинской точки зрения более опасна ж сложна, чем ломка, связанная с приемом героина. Она может привести к смерти.
Провалы памяти: это выпадение из памяти тех собы*-тий, которые происходят во время приема алкоголя, н<| отсутствие ясного сознания. Человек с провалом пам^ окружающим кажется вполне все осознающим и даже; -«нормально» поступающим. Но, проснувшись на следуй>- j щее утро, он обнаруживает частичную или полную поИ рю памяти о событиях, произошедших накануне вечерошМ Провал памяти — отнюдь не желаемый или «нормой?» j ный» эффект, сопровождающий пьянство. Он указывав*!
на проблемы и часто предупреждает о серьезной алкогольной зависимости. ^Х
Кроме различных астенических проявлений у алкоголиков также происходит заострение характерологических черт. Они становятся капризными, вздорными, несговорчивыми, обвиняют близких и окружающих в том, что с ними происходит. Меня лично удивляет крайняя лживость и ненадежность алкоголиков, а также их выдающиеся сгон собности к оправданию любых своих действий и особенно фактов приема алкоголя.
По данным зарубежных авторов, у лиц, которые начи-^ нали злоупотреблять алкоголем в подростковом и юно* шеском возрасте, с детства прослеживается комплекс поведения с признаками социальной неприспособленности. Для семей, в которых они воспитывались, характерны низкий образовательный и профессиональный уровень родителей, высокая частота злоупотребления алкоголем, нерегулярная трудовая занятость отца и выделение ничтожной суммы денег на содержание семьи, отсутствие у отца заинтересованности в ребенке и его воспитании, применение преимущественно физических мер наказания, избиение отцом матери, связи отца с другими женщинами, пьянство дома с собутыльниками, совершение отцом преступлений и нахождение в заключении, привлечение ребенка к совместной выпивке, использование его для добывания денег на выпивку. Если алкоголизмом страдала мать, то степень семейной дезорганизации достигала еще больших размеров (смена партнеров, запущенность домаиь него хозяйства). Кроме того, ряд пациентов в детстве воспитывались без отца или имели одного из родителей, отт личающегося тяжелым характером, болеющего физическим или психическим заболеванием (Клиническая психиатрия, 1989).
Таким образом, клиенты с аддикцией, особенно в заключительной ее фазе, становятся асоциальными. Этому способствует (но не является обязательным) ироисхожде* ние из соответствующей среды. г г10.4. Помощь клиентам с зависимостями и их родственникам
На последних этапах аддикции психолог-консультаь может работать только в тесном контакте как с медика1^ Ми, так и с социальными работниками, а иногда и с ботиками правоохранительных органов.
В более благоприятной ситуации, на начальных этапа*! аддикции, психолог-консультант и клиент могут находите*! ся в более тесном и индивидуальном контакте. Закономер-? ности консультирования в работе с такими клиентами со*J храняются. Но следует заметить, что существуют опреде*! ленные особенности работы с клиентами, страдающими | зависимостями. Например, работая с алкоголиком, конт| сультант должен учитывать некоторые принципы:
— во-первых, консультирование может проио только когда клиент не пьет. Пьющему клиенту поме невозможно (то же касается и наркомана «под кайфом»);-
— во-вторых, контакт с клиентом-алкоголиком дое но амбивалентен, поскольку зависимость от консулы смешивается с враждебным, манипулятивным отношение ем к нему. Консультанту приходится усиливать зависимо клиента от себя, заменяя ею зависимость от алкогс которую алкоголик склонен отрицать. Он думает, что м(й жет контролировать как свое пьянство, так и жизнь щ обще, хотя в действительности все наоборот (КочюнЩ 1999). Так же рассуждает и наркоман, которому невс"' можно помочь в состоянии наркотического опьянения.
Первоначально необходим комплекс медицинских роприягий с последующей работой психолога, длителы-отрывом от окружения (иногда практически полной с ной окружения) и последующим патронажем социалы-служб. Все, что требуется от человека, так это жела* вылечиться. Необходима высокая мотивация на изба! ние от зависимости. Просвещение, ранняя диагне содействие,общества — все направлено на то, чтобы тролировать и уменьшать злоупотребление алкоголем и, гими видами наркотиков.
Помимо чисто консультативной тактики, по-видимому, не обойтись без применения различных психотерапевтических методов и приемов. Например, может быть использована суггестивная психотерапия и методики ней-ро-лингвистического программирования. А. В. Ларионов (1997) предлагает следующую схему суггестивной работы с наркоманом:
1. Выявление ключевых (пусковых) моментов принятия наркоманом решения «употребить наркотик».
2. Осознание наркоманом этих моментов.
3L Обучение наркомана самостоятельно входить в трансо-вое состояние при возникновении ощущений физической или психологической зависимости.
4. Встраивание в подсознание наркомана генератора «любви к себе» и «ответственности».
В работе с наркоманами также используется групповая психотерапия. На специально организованных тренин-говых занятиях наркоманы учатся говорить «нет» наркотикам и «нет» вообще. Ларионов приводит некоторые формы как принимающего, так и отвергающего поведе-ния,выделенные участниками группы в ходе групповых занятий:
1. Жесткое «нет» при продолжающихся предложениях уколоться, отказ облачается в экзальтированную форму (повышенный тон голоса, крик и т.д.).
2. «Нет» и далее — уход.
3. Обвинение предлагающему наркотик: «Ты что мне предлагаешь? Я же сказал "нет". Ты что, дурак?».
4. Полное молчание, которое может сопровождаться мимикой и жестами. (При подобной тактике поведения всякая коммуникация быстро заходит в тупик и предложения прекращаются.)
5. «Нет» и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает наркотик.
6. Создание образа того, что на самом деле предлагается. У одних это образ потери денег, нищеты, у других —образ потери здоровья, опустившегося человека или образ! тюрьмы, слез матери и т.д.
7. Твердое и короткое «нет». Когда отвечающий гово-> рит: «Да нет. Я же сказал, что не хочу...» — его «да нет*! воспринимается как «да».
8. Принятие замаскированного приглашения типа «Пой^ дем, есть дело», «Давай поднимемся ко мне» и т.п. (При | этом человек стопроцентно знает, что там, куда его при-] глашают, принимают наркотики. То есть фактически он ] дает согласие на употребление наркотиков.)
9. Принятие приглашения «просто посидеть», пока дру- j гие будут готовить и употреблять наркотики, предоставь \ ление наркоманам своей квартиры для приготовления нар* \ котиков. (При таком поведении практически невозможно! отказаться от последующего употребления наркотиков: у 1 человека есть тенденция вслед за согласием на небольшую \ просьбу давать согласие на более существенную.)
10. Намерение «уколоться в последний раз, а потом} больше никогда» после выхода из физической зависимое^! та. (По сути, это самообман.)
11. Четкое й однозначное публичное заявление о своей \ позиции по отношению к наркотикам. (Это помогает че-| ловеку отказываться от последующих предложений упот-| ребления наркотиков, особенно если человек подкрепляе свое заявление каким-либо особо значимым личным илЩ групповым обязательством, например, «если я уколюсь|| то буду...».)
12. Оплата (сначала маленькая, а потом еще меньше)J за услуги, предлагаемые «от души». (Предлагающий н*? нает рассматривать свои действия как управляемые извнё,| а не внутренне мотивированные, и у него пропадает же лание «помочь». Например, знакомые, предлагающие нар котик, оправдывают свои действия заботой о «страда* щем», поэтому заведомо мизерная плата, предложенная
их «услугу» (в сочетании с отказом от покупки ли€ употребления наркотика) прекращает последующие их пс пытки) (Ларионов, 1997).
Нередко к нам обращаются и родители наркоманов, токсикоманов, и родственники алкоголиков. С ними проводится разъяснительная терапия, разрабатываются стратегии поведения с наркозависимыми и алкоголиками, коррекция внутрисемейных отношений. Эта работа ведется как в отделении консультирования и психотерапии (очный прием), так и на ТЭПП. В консультативном отделении ведется непосредственная работа с наркоманами и их родственниками.
Чрезвычайно важна роль родственников наркоманов. Зачастую они отнюдь не жертвы наркомании, а активные участники, создающие эмоциональный фон, на котором развивается зависимость. Причем большинство из них этой связи не видит, возможно, вытесняет. А. В. Ларионов пишет о том, что общение наркомана с родителями жестко структурировано. По сути, оно ведет к избеганию близости и подлинности в отношениях. Например, когда ребенок пытается установить эмоциональный контакт, а в ответ получает: «Отвяжись! Не твое дело». Один из клиентов с удивлением заметил, что после скандала и он, и его мама имеют возможность не разговаривать друг с другом; смотреть не отвлекаясь телевизор, разговаривать по телефону или слушать музыку; возможность агрессивно общаться с другими родственниками; возможность показать, что он (она) обижен; возможность избежать определенных обязанностей (Там же). Дети превращаются в «козлов отпущения», им мстят за собственную несостоятельность22. Приходит время и подросший ребенок сам превращает родителей в «козлов отпущения». Замыкается весь круг: I) усвоение полученных («шизофренических») моделей адаптации к миру; 2) сохранение полученных навыков и периодическое их использование; 3) воспроизведение усвоенного и «превращение» всего мира в дерьмо (Там же).
22 Например, одна из клиенток нашей сотрудницы О. В. Коко-вихиной просто ненавидела дочь за то, что та помешала устройству ее семейной и сексуальной жизни. На мой взгляд, часто такие отношения амбивалентны и представляют собой смесь любви и ненависти.Кроме того, само употребление наркотика (алкоголя) одним из членов семьи может давать остальным вторичную выгоду. Например, жена алкоголика может играть| любимую роль жертвы, избегать сексуальной близости,! необъективно агрессивно вести себя и т.д. При прекра-1 щении аддикции окружение зачастую начинает предпри-| нимать усилия для того, чтобы вернуть аддикта к при-| вычному для них поведению.
Соответственно, тактика работы с родственниками нар-| команов (алкоголиков) посвящается не только их поддер-,| жке, которая все же необходима особенно на этапе пост-J роения рабочего альянса, но и совсем другим вещам. Я| имею в виду возможности эмоционального отреагирова-! ния, понимания своих чувств и причин собственных дей-| ствий. Необходимым может быть и нахождение возможно-j ста изменения собственного поведения, в частности спо-| собов выражения чувств к близким людям.
Цолезными могут оказаться и конкретные поведенчес-| кие программы поведения, скажем, ребенка-наркомана щ его родителей. Между ними может быть заключен контракт,! например, в такой форме:
Обязанности ребенка | Обязанности родитеяей |
а) употреблять наркотики только дома | а) дают согласие на употребление наркотиков ребенком дома |
б) приобретать наркотики только на деньги родителей | б) выделяют деньги на ' J приобретение наркотиков, ; 1 открыто обсуждая е ребенком Л возможности семейного 1 бюджета 1 |
э) употреблять наркотики только одному | в) не обвиняют и не ругают 1 ребенка за употребление Щ наркотиков • «1 |
г) употреблять наркотики только тогда, когда дома находится кто-либо из _родителей | |
д) самостоятельно вести график учета дней с наркотиками и без наркотиков |
Контракт заключается на 1—2 месяца и, по данным Ларионова, при условии добросовестного соблюдения сторонами своих обязательств частота употребления наркотика резко сокращается (Там же).
Еще раз повторю, справиться с зависимостью (адцик-цией) нелегко, требуется комплексный, многоуровневый подход, включающий вопросы воспитания, воздействие на эмоциональную сферу, межличностные подходы, физические виды активности, стимуляцию творческой деятельности, интеллектуальную и социальную активность (Короленко, Донских, 1990). Психолог-консультант может воздействовать на эмоции клиента, выводить его на осознание межличностных трудностей, а также пытаться направить клиента по пути интеллектуальной, социальной или физической активности. Хороню зарекомендовавшим себя способом подвести клиента к такого рода активности является постоянная поддержка в так называемых группах самопомощи, например в обществах анонимных алкоголиков и наркоманов. Есть примеры увода зависимых от объекта зависимости путем включения в религиозное общество. Возможны также сочетания различных форм существования и миропонимания подобных «аятизависимых» групп.
Вопросы
1. Дайте определение термина «зависимость» и назовите
характерные поведенческие реакции зависимых.
2. Что такое адциктивное поведение?
3. Назовите «узлы» процесса аддикции.
4. Что можно отнести к наркотическим веществам, как они могут поступать в организм человека?
5. Назовите признаки физической зависимости от наркотика.
6. Перечислите основные принципы работы с зависимым.
7. Приведите пример схемы психологической работы со страдающими наркоманией.
8. Как строится работа с родственниками зависимых?
9. Какие дополнительные ресурсы могут быть привлечены для работы с зависимыми (аддиктами)?