Самостоятельная работа студента. С каждым годом в системе российского образования все больше внимания уделяется самостоятельной подготовке студента
С каждым годом в системе российского образования все больше внимания уделяется самостоятельной подготовке студента. Самостоятельная подготовка включает в себя работу с учебным материалом (книги, журналы, Интернет), а так же написание контрольных работ, рефератов, научных статей и тезисов и занимает 1/3 всего учебного времени.
Уровни усвоения знаний
В процессе обучения можно выделить несколько уровней усвоения знаний или «уровней компетентности». Данные уровни могут быть применены как ко всему процессу обучения в ВУЗе, так и к отдельным предметам.
Принято выделять следующие уровни компетентности:
1. Неосознанная некомпетентность (невежество). На этом уровне сложный предмет может казаться простым, а простой сложным. Человек может быть уверен в своих знаниях, но при необходимости, не сможет их продемонстрировать. То есть не просто «не умею», а еще и «не знаю, что не умею».
2. Осознанная некомпетентность (некоторые умения). На уровне осознанной некомпетентности, появляется адекватное представление о своих возможностях, вернее «невозможностях». Так, некоторые студенты, только на экзамене, при получении неудовлетворительной оценки, понимают, что уровень их знаний гораздо ниже, чем они сами его себе представляли.
3. Осознанная компетентность (определенный профессионализм). Данный уровень компетенции появляется в процессе тщательного освоения предмета. Студент хорошо ориентируется в предмете и отвечает на поставленные вопросы.
4. Неосознанная компетентность (мастерство). Именно этот уровень называют «приобретением навыка», что заключается в необязательном постоянном контроле деятельности со стороны сознания. Как правило, этот уровень приобретается в процессе длительной практики.
Стили обучения
Существуют разнообразные стили и способы обучения. Каждый человек склонен выбирать тот или иной способ в зависимости от личных предпочтений. Научная основа для этого была заложена в работах английских психологов Хоней и Мамфорда в 1980-х годах. Авторами были выделены четыре основных типа учащихся: активисты, мыслители, теоретики и прагматики, которые могут быть проиллюстрированы следующими высказываниями:
· «Я постараюсь попробовать что-нибудь новое» (активист).
· «Мне необходимо немного времени, чтобы подумать об этом» (мыслитель).
· «Как это соотносится с результатами, достигнутыми нами в последнее время?» (теоретик).
· «Что это означает на практике?» (прагматик).
Активисты полностью погружаются в новый предмет и с энтузиазмом воспринимают новую информацию. Они ищут задачи, требующие наибольшего напряжения. А когда напряжение спадает, им становится скучно и они переключаются на другую деятельность, часто не доводя дело до конца. Как правило, активисты общительны и находятся в центре внимания, и им нравится организовывать других. Но таким студентам сложно высидеть на лекции, где приходится быть пассивным или там, где приходится точно выполнять все инструкции. Так же они испытывают сложности при самостоятельной работе, требующей длительного чтения и конспектирования.
Мыслители предпочитают всю полученную информацию многократно обдумать и рассмотреть все возможные варианты. Поэтому решение принимают как можно позже. Они часто выглядят отстраненными и наблюдающими за ситуацией «со стороны», а в аудитории выбирают места с которых можно за всеми наблюдать. Мыслители стараются быть незаметными и крайне неохотно проявляют лидерские качества. Самым сложным в процессе обучения для них являются жесткие сроки при подготовке, и тем более сиюминутный ответ (на дополнительный вопрос на экзамене). В отличие от активистов они очень терпеливы, и такие студенты с удовольствием берутся за большие трудоемкие исследования.
Теоретики в процессе обучения стараются совместить новые знания с тем, что им уже известно и все «расставить по своим местам». Для них важно четко понимать цель и задачи обучения. Они читают оригиналы, изучают базовые положения, а в решении проблем опираются на законы формальной логики. Они жестко отвергают то, что противоречит объективной реальности и категоричны в своих выводах. Сталкиваясь со спорными вопросами могут чувствовать себя неуютно.
Прагматики при первой возможности пытаются реализовать только что полученные знания. Для них важно, чтобы информация была применима в жизни. Причем, реализация должна быть немедленной. Если же перед использованием новую идею надо долго обдумывать и обсуждать, то прагматики теряют к ней интерес. Для них важно, чтобы изучаемый предмет имел практическую ценность и желательно в ближайшее время. Предпочитают получать знания от преподавателей-практиков. Если применение полученных знаний невозможно, им становится скучно.
«Чистые» типы встречаются редко, как правило студент использует все стратегии. Но возможно выявить доминирующие тенденции, которые и будут определять успешность обучения.
Работа с текстом
Несмотря на разнообразие информационных источников (текстовые источники, графические, аудиовизуальные, компьютерные), основное внимание в процессе самостоятельной работы студента уделяется текстовым источникам информации.
При работе с текстовой информацией можно выделить три стороны:
1) текст (логическая структура),
2) деятельность (внимание, понимание, запоминание и запись),
3) личность читателя (индивидуально-психологические особенности).
Успешность работы с учебным материалом зависит от умственной работоспособности. Поэтому необходимо учитывать естественные периоды утомления и уметь распределять работу во времени.
Одним из наиболее важных факторов успешной работы является «фиксированная» установка – определенное внутреннее состояние, которое формируется в процессе жизненного опыта и подготавливает человека к восприятию дальнейших событий (Д.Н. Узнадзе). Было установлено, что установка значительно улучшает восприятие, если событие совпадает с ожидаемым, и значительно ухудшает, если не совпадает. Например, установка на поиск в тексте определенных данных, мыслей или на понимание, значительно упрощает поставленную задачу. Установка на поверхностное чтение, плохо сказывается на понимании сложного материала, установка на «зазубривание» затрудняет понимание. А подробная запись может мешать увидеть главное.
Наиболее важным компонентом в работе над текстом является понимание – т.е. установление связей между предметами на основе имеющихся знаний. При понимании мы относим предмет к определенной категории и устанавливаем в нем новые свойства. Хуже всего на понимание текста влияет установка запомнить его. Если же основной установкой является понимание, то большая часть нужной информации запоминается непроизвольно, т.е. без сознательных усилий.
С целью лучшего понимания текста, можно воспользоваться следующими приемами:
1) Постановка вопросов и задач до чтения. Поиск и отбор нужных фактов, событий; сопоставление читаемого с ранее известным. (Для чего я читаю?.. Что хочу узнать?..).
2) Предвосхищение того, о чем будет говориться дальше.
4) Постановка вопросов-предположений. (А не из-за того ли… что?.. Может быть потому, что?..).
5) Критический анализ прочитанного, мысленный спор с автором.
Данные приемы не обязательно использовать постоянно. В эксперименте учащиеся, в процессе чтения, должны были использовать подобные приемы осмысления. И оказалось, что, когда задания сократились и использовать приемы было не обязательно, испытуемые продолжали глубоко и правильно понимать текст. В дальнейшем в процессе чтения у них возникало состояние умственной напряженности и готовности, основанное на усвоении приемов понимания текста. То есть, мыслительные операции приобрели «свернутый» характер.
Если в процессе чтения ставится задача не только понять материал, но и запомнить, то высока вероятность, возникновения быстрой усталости и значительного снижения продуктивности работы. Поэтому имеет смысл вначале прочитать материал целиком, чтобы выяснить его общий смысл, установить из каких частей он состоит, и какие разделы являются наиболее сложными. Затем, каждая выделенная часть и особенно наиболее трудные части текста запоминаются отдельно. И, наконец, материал снова читается целиком, чтобы закрепить связи между частями.
Внимание принято делить на произвольное (основанное на волевом усилии) и непроизвольное (не требующее волевых усилий). Непроизвольное может переходить в произвольное и наоборот. При чтении непроизвольное внимание зависит от автора, а произвольное от читателя.
Активация произвольного внимания происходит при ясно осознаваемой цели работы, интересе к достижению этой цели, при волевом усилии, установке на внимательное и осмысленное чтение.
В качестве борьбы с внутренними отвлекающими факторами можно сочетать умственную работу с практической или двигательной активностью.
Концентрации внимания в процессе работы над книгой способствует ведение записи (особенно с определенной целью). Фиксировать прочитанное можно при помощи выписок (отдельные мысли текста или ссылки на источники и т.п.), плана (совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте), тезисов (основные положения текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте) или конспекта (связное изложение текста).
Существует несколько доводов как в пользу ведения записи прочитанного, так и против.
В пользу записи:
1) запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вынуждены обдумывать прочитанное, особенно, если записываем своими словами);
2) записи позволяют быстро восстановить забытое;
3) записывание поддерживает внимание на содержание текста (не отвлекаясь).
Против:
1) запись задерживает чтение, отнимает много времени и сил, которые можно было бы использовать для усвоения нового;
2) иногда запись создает иллюзию, что «работа сделана», хотя на самом деле материал не усвоен.
Главный враг внимания – утомление. Среди факторов вызывающих утомление можно выделить следующие:
1) Утомление возникает быстрее, когда мы работаем в условиях различных помех, вне зависимости от того, осознаем мы их или нет!
2) Утомление зависит от трудности работы. Нужно правильно распределять работу во времени и делать небольшие перерывы.
3) Утомление возникает быстрее от однообразной работы, даже если она легкая. Необходим переход от одной книги к другой.
4) Необходим оптимальный для данного человека темп чтения.
Реферат
Одним из самых, часто встречающихся заданий для проверки знаний, является написание рефератов.
Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания научной работы или литературы по заданной теме.
Цели и задачи реферативной работы:
· систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний студента;
· формирование умений собирать, группировать, анализировать собранный материал;
· обсуждать полученную информацию в свете современных научных представлений о данном вопросе;
· сформулировать заключение и выводы.
ПОРЯДОК СДАЧИ И ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ
1. Реферат сдается на проверку преподавателю в назначенные сроки.
2. Защита реферата студентом предусматривает:
· доклад по реферату не более 5-7 минут,
· ответы на вопросы по реферату.
3. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат должен быть написан разборчивым почерком с одной стороны листа (формат А4) или отпечатан на машинке (компьютере).
Реферат состоит из: титульного листа, содержания, введения, глав - основной части реферата, вывода или заключения, списка литературы. Остановимся на основных составляющих реферата.
Титульный лист. На титульном листе должно присутствовать: Сверху полное название учреждения, для которого пишется реферат. Далее в центре листа название темы реферата. Несколько ниже справа от темы, группа и фамилия имя отчество того, кто пишет реферат, с указанием его статуса в учебном учреждении (номер группы, курс и т.д.) На следующей строчке пишется фамилия имя отчество того, кто принимает его, тоже с указанием статуса. Внизу год создания реферата и место создания, например, Санкт-Петербург, 2006.
Содержание (второй лист реферата). В содержание указываются главы и подразделы, а также номера листов.
Все листы, за исключением титульного, должны быть пронумерованы.
Введение – краткое описание темы и постановка вопросов. Во введение обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.
Главы – основная и самая объемная часть реферата. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключение – ваши мысли о проработанной теме. Заключение должно отвечать на вопрос, поставленный во введении, иметь ваше мнение о поставленной теме реферата и может содержать ваши советы и предложения по решению проблем затронутых в реферате. Заключение реферата – показывает степень проработки темы.
Список использованной литературы – список источников материалов, использованных при создании реферата. Должен содержать не меньше пяти источников. В списке используются книги, рекомендованные преподавателем.
В рефератах используются следующие способы построения списков использованной литературы: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 1996), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника), с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
Лекция №4
Конспектирование
Конспект имеет несколько важных отличий от простой записи:
1. конспекты одного человека относятся к одной (иногда двум) учебной дисциплине, поэтому в них можно ввести специфичные сокращения, характерные только для данного предмета.
2. конспект необходимо быстро читать, поэтому необходима форма записи, ориентированная на быстрое чтение.
3. конспект – это записка себе, а не кому-нибудь другому, поэтому в нем можно использовать формы записи понятные только автору. Это дает возможность вводить любые символы, не заботясь, существовали ли они раньше.
4. конспект должен облегчать запоминание материала, для этого используются мнемонические приемы.
5. конспект – это запись смысла, а не текста.
Можно выделить три основных варианта ведения конспекта:
1. стандартная запись под диктовку;
2. стенография;
3. перевод в образы и символы.
В первом варианте большинство студентов отмечают, что при подготовке к экзамену читают свой конспект, как «впервые увиденный». Это связано с тем, что успеть записать за преподавателем каждое слово сложно и запись становится автоматической, без обдумывания, и соответственно без запоминания. Средний темп речи лектора 600-700 знаков в минуту, а средняя скорость записи материала 50-60 знаков в минуту. Что примерно в 10 раз ниже скорости речи лектора!
Если учащийся владеет стенографической записью, то записывает он гораздо быстрее. Но в силу специфики такой записи ее намного труднее и дольше читать. Поэтому имеет смысл использовать только некоторые приемы стенографической записи (сокращение приставок, суффиксов, окончаний).
Перевод в образы имеет ряд преимуществ: 1) такой конспект легче читать, так как часть слов и понятий уже переведена в готовые образы; 2) легче запоминать, так как перевод слов в образы обязательно сопровождается осмыслением, и зрительные образы, по сравнению с текстом запоминаются значительно лучше.
В третьем случае записывается смысл текста, что экономит время. Но для такой записи необходима тренировка. Далее будет предложен ряд технических приемов скоростного конспектирования. На этапе отработки навыка приемы целесообразно использовать по одному. После того, как навык будет доведен до автоматизма, можно переходить к освоению следующего. В большинстве случаев, при появлении в лекции нового термина, его сокращение следует вводить только со следующей лекции, чтобы к нему (термину) успеть привыкнуть. Конкретную систему сокращений каждый должен придумать сам. Сокращения вводятся постепенно (1-3 в неделю). На все изучаемые в вузе предметы достаточно около 50 сокращений.
Большинство учащихся ведут конспекты в обычных тетрадях, но многочисленные опросы показали, что удобнее всего вести конспект на листах формата А4. Такой размер листа удобен, как для записи материала, так и для последующего чтения конспекта.
При сокращении желательно соблюдать следующие правила:
1) Не сокращать несколько слов подряд.
2) Писать все предлоги и знаки препинания, так как они несут большую смысловую нагрузку.
3) При оформлении записи отведите широкие поля (примерно ¼ листа) для специальных пометок.
4) Если какая-то часть лекции не конспектировалась по каким-либо причинам, надо указать о чем в ней говорилось.
5) Чтобы запись была краткой, мысль должна записываться только после того, как она хорошо осмыслена. При этом порядок записи не обязательно должен совпадать с порядком восприятия.
Для учебных записей более всего подходят тезисы в виде системы, передающей логическую структуру текста.
При пространственной записи полезно использовать следующие приемы:
- вилка соответствует: «бывает следующих типов», «подразделяется на…»
} - скобка соответствует: «состоит из…»
- выделение формул на отдельную строку
- отступы разной величины от начала строки
Ниже приводится несколько приемов для сокращения слов, словосочетаний, терминов, фраз.
1. «Кванторы»
Перевернутые первые буквы наиболее длинных и часто используемых слов. Они легко пишутся и хорошо отличаются. Если буква уже используется, ее можно положить на бок.
2. Гиппераббревиация – аббревиатура одной буквой.
Для этого можно обозначить слово начальной буквой с точкой. Например:
З. - здоровье
И.- инфекция
Или воспользоваться приемом «буква в обертке». Для этого из длинного и часто используемого термина, берется первая буква и «оборачивается» линией. Пишется очень быстро и ни с чем не спутаешь.
Если используется несколько терминов с одной буквы, можно использовать большие и малые буквы, взять несколько начальных букв, использовать латинский алфавит. Считается, что при чтении текста в течении одной минуты, мы 58 секунд считываем промежутки между символами, поэтому такие сокращения читаются быстрее, чем слова, написанные обычным способом.
3. «Буква на службе»
Вместо термина можно использовать соответствующее устоявшееся буквенное обозначение. Лучше использовать латинские и греческие буквы, которые отличаются от русских. Если в конспектируемом тексте часто используется какое-то слово, можно ввести временное сокращение в виде первой буквы.
V – объем
pH – кислотность
4. Пиктограммы
Пиктограммы позволяют значительно сокращать запись и упрощают запоминание. Можете воспользоваться общепринятыми обозначениями или придумать свои.
↑ - выше, возрастает
↓ - ниже, понижается
↔ - взаимосвязаны
♀ - женщина
♂ - мужчина
∑- сумма
f - функция
- клетка
t - изображение времени
› - больше
‹ - меньше
6. Приставки, суффиксы, окончания.
Приставки и суффиксы в русском языке служат для образования слов, окончания для связи слов в предложении. Обойтись без них не возможно, так как они меняют смысл. Но для них можно ввести отдельные сокращения.
В стенографии для типовых концовок слова применяются простые обозначения (хвостики):
~ - «-ение» или «-ание»
ծ - «-ущий», «-ющий», «-ающий»
7. Использование иностранных слов. Используются те слова, которые пишутся короче, чем аналогичные русские.
if – если,
use – использовать,
iff – «тогда, и только тогда, когда…»,
const – постоянный.
8. В случае выбрасывания букв из слова, лучше выбрасывать гласные и через одну.
кнтрль – контроль,
клво – количество.
9. Использование контекста
Избыточность языка составляет примерно 80%. То есть, если из текста убрать 80% символов, то все равно можно понять о чем шла речь. Убирать символы можно по определенным правилам и так, чтобы не терялась его информативность.
Не записываются те слова, которые можно легко восстановить по контексту. В первую очередь из фразы удаляются подлежащие, если они входят в тему лекции. Следующий элемент для удаления из фразы – часть словосочетания, которая дублирует другую его часть (если и так понятно, что к чему относиться). То, что вы знаете благодаря макроконтексту (вся совокупность знаний данного человека) можно вообще не записывать. Но для такого сокращения необходимо понимать смысл лекции.
10. Преобразование фразы
Строится на факте, что в конспекте важна запись смысла, а не текста. Требует безусловного и полного понимания текста, творческой переработки и высокой скорости мышления. Суть: найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую.
Варианты:
1) подобрать более короткие синонимы;
2) сформулировать то же самое другими словами;
3) сформулировать то же самое другими словами, так чтобы они лучше ложились на имеющуюся систему сокращений.
Для этого метода требуется тренировка, причем лучше не на лекции.
11. Рубрикация
Выделяют начала разделов, пунктов, подпунктов различными цветами или подчеркиванием. Иногда используют размер шрифта. Для рубрикации хорошо иметь какую-то систему: размер, цвет, расположение заголовков разных уровней. Хорошо когда заголовки выступают в сторону от основного текста.
12. «Светофор»
Запись другим цветом применяется для выделения нового, по сравнению с предыдущим, или для фиксации типичной ошибки. Ошибочную конструкцию необходимо перечеркнуть ярким цветом, чтобы она зрительно запомнилась.
13. «Красной нитью»
Различным цветом выделяются части записи в соответствии с их важностью. Например, красным цветом пишутся формулы, зеленым – определения и т.д. Это очень удобно при подготовки к экзаменам.
Не следует для конспектирования использовать много цветов, хватит трех, максимум – четырех.
Лекция №5