Те м а 2. Свойства темперамента

1. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

2. Психологическая характеристика темперамента.

3. Проявление психологических свойств темперамента в познавательных процессах человека.

4. Отражение свойств темперамента в предметной деятельности.

5. Зависимость стиля общения от свойств темперамента.

Т е м а 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

1. Понятие индивидуального стиля деятельности.

2. Зависимость индивидуального стиля деятельности от особенностей темперамента.

3. Неоднозначность связи между темпераментом и индивидуальным стилем деятельности.

Т е м а 4. Темперамент и личность.

1. Связь темперамента со свойствами личности.

2. Темперамент как основа для формирования впечатлительности, эмоциональности, импульсивности и тревожности.

3. Темперамент и способности.

4. Темперамент и характер человека.

Темы для рефератов

1. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.

2. Индивидуальный стиль деятельности.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1.Темперамент, его органические основы.

2.Личность и темперамент.

ЛИТЕРАТУРА

I

БелоусВ.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск, 1990. (Место темперамента в структуре личности: 20—25. Типы темперамента: 26—52. Темперамент и деятельность: 102-112.)

Мерлин B.C.Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. (Свойства темперамента и свойства личности: 86—110. Свойства нервной системы и свойства темперамента: 65—86.)

Мерлин B.C.Очерк теории темперамента. — М., 1964. (Отличительные признаки темперамента: 3—18. Основные проблемы теории темперамента: 19—33. Происхождение и развитие темперамента: 156—183. Темперамент и отношения личности: 184— 223. Понятие темперамента: 254—276.)

Психология индивидуальных различий. Тексты. — МГУ, 1982. (О темпераменте (И.Кант): 148—152. Темперамент (В.Д.Небы-лицын): 153—159. Отличительные признаки темперамента (В.С.Мерлин): 160—168. Темперамент и характер (А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев): 167—171. Строение характера (Б.Г.Ананьев): 172— 178.)

Русалов В.М. Оприроде темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. — 1985. - № 11. - С. 19-33.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982. (Основные концепции темперамента: 19—66. Темперамент и факторы его формирования: 67—109. Связь темперамента со способностями и личностью: 109—141. Значение свойств темперамента для деятельности: 162—227.)

II

Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Темперамент: 234—256.)

Мерлин B.C.Личность как предмет психологического исследования. — Пермь, 1988. (Темперамент и личность: 68—77.)

Общая психология. — М., 1986. (Темперамент: 401—418.) '

Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии: В2 т. — Т. П.— М., 1989. (Темперамент и характер: 211—235.)

Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. — М., 1979. (Основные положения теории человеческой индивидуальности: 6—22. Психодинамические свойства человека: 163—248.)

III

Левитов Н.Д.Психология характера. — М., 1969. (Характер и темперамент: 57—68.)

Мясищев В.Н.Личность и неврозы. — Л., 1960. (Проблема психологического типа в свете учения И.П.Павлова: 173—199.)

Чудновский В.Э.Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986. (Индивидуальный стиль деятельности и способности: 55—69.)

Глава 16. ХАРАКТЕР

Краткое содержание

Определение характера.Общее представление о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт личности, проявляющих себя в различных видах деятельности, общения и взаимодействия человека с окружающими людьми. Характер и темперамент человека. Характер и другие черты личности.

Типология характеров.Общие основания для построения типологии характеров. Типология характеров Э.Кречмера: аргументы за и против. Система акцентуированных характеров подростков по А.Е.Личко. Акцентуированные типы характеров по К.Леонгарду. Социальные типы характеров по Э.Фромму.

Формирование характера.Истоки человеческого характера. Подражание окружающим людям и обращение взрослых с ребенком в раннем детстве — Важные факторы формирования характера. Возраст от 2—3 до 9—10 лет как сензи-тивный для становления основных черт характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Проблема перевоспитания характера.

Личность и характер человека.Место характера в общей структуре личности. Черты характера и другие черты личности. Экстраверсия и интроверсия как черты характера. Характер и защитные механизмы. Относительная независимость характерологических особенностей человека от тех черт его личности, которые являются недостаточно устойчивыми и могут меняться от ситуации к ситуации. Характер и воля человека. Характер и мотивация поведения.

Наши рекомендации