ТЕМА 1. Предмет и структура философии 4 страница
Формулируя основный вопрос философии, диалектический материализм исходит из того, что понятия духовного и материального, субъективного и объективного (и соответственно субъективной реальности и объективной реальности) образуют дихотомию, охватывающую всё существующее, всё возможное, всё мыслимое; любое явление всегда можно отнести к духовному или материальному, субъективному или объективному.
Основный вопрос философии заключает в себе, помимо вопроса об объективно существующем отношении психического и физического, первичности духовного или материального, также вопрос о познавательном отношении человеческого сознания к миру: «...Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?» (там же). Отрицательный ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма, агностицизма. Положит, решение этой проблемы принципиально различно в материализме и идеализме. Материалисты видят в познании отражение в человеческом сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолковывают познавательную деятельность то как комбинирование чувственных данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных категорий, то как чисто логический процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом или допущений.
Историческая ограниченность домарксовского материализма (метафизичность, механицизм, идеалистическое понимание истории) сказывалась и в решении им основного вопроса философии. Эта ограниченность была преодолена лишь философией марксизма, которая понимает духовное как специфический продукт развития материи, распространяет диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии на познание общественной жизни. «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия» (Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 55—56). Это положение составляет отправной пункт материалистического понимания истории. В решении основного вопроса философии выявляются два главных философских направления — материализм и идеализм, борьба которых составляет основное содержание историко-философского процесса [3, с. 468].
1.5.1.Отношение мышления к бытию […] За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть. Впервые в истории мысли именно марксизм дал подлинно научное решение вопроса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений (см. К. Маркс, там же, т. 3, с. 3). Рассматривая человека как величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская философия осуществляет целостный подход к человеку, понимает его в единстве производственной, революционно-преобразующей и духовной форм деятельности.
Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный процесс, развёртывающийся на основе общественно-исторической практики — предпосылки, цели и одного из важнейших объектов философского познания. В этом смысле марксистская теория познания глубоко отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко индивидуальным подходом и антиисторизмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей философии разрыв между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве, но не в тождестве: «... так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526),— отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и несущее на себе печать определенной специфичности сознания, его активного творческого характера.
В противоположность идеализму марксистская философия понимает сферу мышления не как сферу чистого духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой действительности, составляющей это содержание, а также практической деятельности людей. […] [3].
1.5.2.Материализм (от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — о познаваемости мира — означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «материализм» начали употреблять в 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму. Точное определение материализма впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс. «Философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 283). […]
Типология школ материализма. В философской литературе материализм характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций.
1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии материализм, которым соответствуют домарксистский материализм и марксистский материализм. Домарксистский материализм охватывает все формы материализма, которые исторически предшествовали возникновению диалектического материализма.
2) Единственно последовательным является марксистский материализм. […]
Непоследовательный материализм проявляется различным образом. а) Когда линия материализма проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются идеалистически. […] б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с позиций материализма (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая — с позиций идеализма и агностицизма. в) Когда отрицаются или игнорируются всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности, метафизический материализм, неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира, нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка».
3) По отношению к общественно-исторической практике различаются созерцательный материализм и материализм практически действенный (деятельный). Материализм, ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский материализм.
4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты, выделяются диалектический материализм и метафизический материализм. Для диалектического материализма характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и материалистической теории познания. Метафизический материализм имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют.
5) С точки зрения роли, отводимой сознанию, противополагаются научный и вульгарный материализм. Научный материализм видит качественное отличие психического от физического. Напротив, вульгарный материализм отождествляет сознание с материей. В понимании общественных явлений проявлением вульгарного материализма является экономический материализм, противоположный историческому материализму. Историческому материализму противостоят различные школы упрощённого материализма, дающие неправильное объяснение общественных явлений: а) антропологический материализм (Фейербах, отчасти Чернышевский); б) географический материализм; в) натуралистический материализм, который считает природу определяющим фактором развития общества.
6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса познания различались школы рационалистического и сенсуалистического материализма (см. Рационализм и Сенсуализм).
7) Различаются сознательный материализм и стихийный, или наивный, философски неоформленный материализм. Стихийный материализм естествоиспытателей Ленин называл естественноисторическим материализмом (см. Естественнонаучный материализм).
Различные школы материализм характеризуются по национально-географическим и хронологическим признакам, которые обычно соединяются вместе (например, древнегреческий материализм, французский материализм 18 в., русский материализм 19 в.).
Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. […]
Виды материализма. Под содержанием материализма понимается, прежде всего, совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления.
Соответственно трём главным ступеням развития познания выделяются основные виды материализма: наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян; метафизический (или механический материализм 17—18 вв.; диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически воссоединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учения о развитии), логики (учения о мышлении) и теории познания.
Изменение формы (или вида) материализма совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития. […]
Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные — переходные от одного основного вида материализма к другому (например, материализм Древнего Востока; материализм эпохи Возрождения; материализм русских революционных демократов 19 в. и другие формы материализма, непосредственно предшествовавшие диалектическому материализму).
[…]
Периоды и линии развития материализма. Существуют следующие магистральные пути или линии развития материализма:
Основные линии развития материализма Древнего Востока и античного материализма. Здесь главным в развитии наивного материализм древности и предшествующих ему воззрений является процесс восхождения от весьма наглядных (вплоть до грубо антропоморфических) представлений о мире, природе, материи к обобщённым и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи, которые были разработаны древними атомистами, выразившими высшую ступень первоначального материализма. Тенденция восхождения от конкретного к абстрактному в развитии материализма обнаруживается и в странах Древнего Востока и в античном мире. В античном материализме в зародыше содержались все позднейшие течения материализма: механистический материализм, вульгарный материализм, метафизический материализм, диалектический материализм. В универсальной системе Аристотеля синтетически соединялись линии материализма, идущие от зачатков диалектического материализма (Гераклит), от учения о четырёх неизменных корнях мироздания (Эмпедокл) и от представления об апейроне (Анаксимандр). Наиболее ярко и чётко борьба между материализмом и идеализмом в античной философии выступила как борьба противоположных тенденций, или линий, Демокрита и Платона (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 18, с. 131).
Линии сохранения и накопления элементов и ростков материализма в средневековой философии. В условиях господства религиозной идеологии материализм был вытеснен идеализмом в средние века. Кроме социальных факторов, этому способствовали также причины гносеологического характера: неспособность материализма древности выяснить отношение мышления к материи, раскрыть генезис сознания. В Западной Европе в учении Аристотеля официальная церковная идеология удержала всё реакционное и отбросила всё прогрессивное. Напротив, в странах арабского Востока, Средней Азии и Закавказья сохранялись элементы материализма и была представлена линия материализма того времени в трудах комментаторов Аристотеля и др. мыслителей, например, Ибн Сины. В рамках средневековой схоластики борьба материализма и идеализма приняла форму борьбы между номинализмом и реализмом. В различных схоластических школах пробивались ростки материалистических воззрений (первое приближение к представлению о чувственном опыте у Р. Бэкона; поставленный Иоанном Дунсом Скотом вопрос: «не способна ли материя мыслить?» и др.). Однако всё это ещё не было сформировавшейся линией материализма.
Основные линии возрождения и развития материализма в начале нового времени в Европе. В 15—16 вв. в центре внимания представителей материализм и возникшего естествознания стоял вопрос об опыте как единственном источнике знаний и критерии их правильности. Английский материализм 17 в. появился на основе эмпиризма, который перерос затем в сенсуализм. В конце 16—17 вв. материалистические идеи естествознания (Галилей, Ф. Бэкон, Декарт) были направлены против скрытых (или абсолютных) качеств средневековых схоластов, на изучение реальных (прежде всего механических) свойств и отношений вещей природы. Ранние системы материализма в разных странах несут в себе значительные элементы наивного материализма и наивной диалектики, в которых явно возрождаются некоторые черты античного материализма. Таков материализм итальянского Возрождения 15—16 вв. (Леонардо да Винчи, Дж. Бруно и др.), материализм 17 в. (Ф. Бэкон, который представлял материю качественно многообразной). Позднее эти представления вытесняются механистическими учениями, в которых материя трактуется абстрактно-механически (Галилей) или абстрактно-геометрически (Гоббс). Однако в отдельных случаях наивное, но в основном правильное представление о природе удерживалось дольше: например, представление о теплоте как о движении (Ф. Бэкон) и как о молекулярном движении (Бойль, Ньютон) в 17 в., на смену которому в 18 в. приходит метафизическая концепция теплорода. В 18 в. параллельно тому, как углубляется метафизическая, механистическая идея разрыва материи и движения, в ряде систем материализма усиливается стремление преодолеть этот разрыв: материалисты пытаются рассматривать тела природы как наделённые внутренней активностью, движением, хотя само это движение трактуется как механическое, а потому по самой своей сути как внешнее по отношению к материи (в картезианстве, у некоторых представителей французского материализма, в атомно-кинетической концепции Ломоносова, в идее Толанда о неразделимости материи и движения, в динамическом атомизме Бошковича и его последователя Пристли). Диалектика как цельное учение разрабатывалась лишь на почве немецкого идеализма, в системах же материализма преобладали и, как правило, господствовали метафизика и механицизм, но были и элементы диалектики (Декарт, Дидро, Ломоносов, Пристли. Толанд, Бошкович и др.). Атомистические идеи возрождались и развивались почти всеми школами материализма: как механическую атомистику их разрабатывали Галилей, Ф. Бэкон, Бойль, Ньютон, Гассенди, Спиноза, французские материалисты 18 в., Ломоносов.
Борьба материализма с идеализмом развернулась сначала (в эпоху Возрождения) как борьба с господствующей религиозной идеологией. Позднее наиболее последовательные учения материализма (Гоббс, французский материализм 18 в. — Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах и др.) выступали и как атеистические учения. Английский материализм конца 17 в. оказался половинчатым в своём отношении к религии (попытки примирить науку и религию у Бойля и Ньютона). В 17—18 вв. развёртывается борьба между вновь возникающими системами материализма и идеализма: Гоббс — против идеализма Декарта, Беркли — против материализма вообще, французский материализм 18 в.— против Беркли, Гегель — против французского материализма 18 в. и т. д.
Основные линии развития домарксистского материализма 19 в. в России иЗападной Европе. Главная магистральная линия развития материализма в 19 в. проходила в направлении обогащения его диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля. Объективно встала задача слияния диалектики с материализмом путём её материалистической переработки. Этот процесс был начат, но не доведён до конца представителями русского материализма 19 в.; продолжая материалистическую традицию (материалистические идеи Ломоносова и Радищева), Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с материализмом; в Германии Фейербах сделал крупный шаг вперёд, когда отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и выступил с утверждением материализма; однако вместе с абсолютным идеализмом он отбросил и диалектику. Для всего домарксистского материализма характерно непонимание или неспособность добиться единства диалектики, логики и теории познания. У русских революционных демократов (вплоть до Чернышевского) единство материализма и диалектики не было достигнуто именно в области логики и теории познания, хотя они и приближались к этому.
Задачу соединения материализма с диалектикой впервые решили К. Маркс и Ф. Энгельс. Теоретическими источниками служили им гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и французский материализм 18 в. Взаимопроникновение материализма и диалектики в марксистской философии 19 в. произвело революционный переворот в истории всей человеческой мысли, так как были созданы подлинно научный единый взгляд на природу, общество и мышление, теория и метод познания и революционного преобразования действительности. Важнейшей стороной этого революционного переворота было распространение материализма на понимание общественной жизни, создание материалистического понимания истории (исторического материализма). Дальнейшее развитие диалектического и исторического материализма в новой исторической обстановке связано с именем В. И. Ленина. Решающим оказывалось признание (Маркс, Энгельс, Ленин) или непризнание (непоследовательные материалисты) органического единства (тождества, совпадения) диалектики, логики и теории познания, опирающихся на принцип единства законов бытия и познания, мышления. У Гегеля такое единство осуществлялось на идеалистической основе. Невозможно было до конца соединить материализм с диалектикой, если не решить вопроса об этом единстве на основе материализма.
Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; неразрывная связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращение в абсолют. Один из основных источников диалектического материализма — неразрывная связь теории с практикой революционной борьбы, благодаря чему открывается возможность не только объяснить мир, но и коренным образом преобразовывать его.
Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, ещё нерешённым вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски реальных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Только тогда, когда учёные, хотя бы иногда и бессознательно, идут по материалистическому пути в поисках ответа на нерешённые вопросы науки, они приходят к крупным открытиям, к конструктивному выходу из кажущегося тупика. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений. Но выполнять последовательно это требование материализм может, только опираясь на идею развития и всеобщей связи, т. е. на диалектику. […] [3, с. 349 – 352].
1.5.3.Идеализм (франц. idèalisme, от греч. ίδέα — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлены). Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий назад, термин, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702 Лейбниц писал об Эпикуре и Платоне как о самом крупном материалисте и самом крупном идеалисте. В 1749 французский материалист Дидро назвал идеализм «...самой абсурдной из всех систем» (Избр. соч., т. 1, М.— Л., 1926, с. 28).
Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей, В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философского материализма.
При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: идеализм объективный и идеализм субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Исторический прообраз объективного идеализма можно усмотреть уже в религиозно-художественных построениях древнеиндийских упанишад (материальный мир — покрывало тайн, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала — брахмана). В концептуальной форме объективный идеализм получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм, в новое время крупнейшие мыслители — Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Беркли и Юма.
Наличие двух главных форм идеализма не исчерпывает многообразия различных вариантов идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии существовали их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм, сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом научного понимания (иррационализм).
Поскольку идеалистическое или материалистическое решения основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки и развитием общественной практики. Однако идеализм существует на протяжении тысячелетий и имеет свои глубокие социальные и гносеологические корни. Историческими истоками идеализма являются присущий мышлению первобытного человека антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком идеализма становится сама способность абстрактного мышления. Возможность идеализма дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечет за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельность существования. Сознание, мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ, которые ими обладают, равно как и растение «вообще» или человек «вообще», принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах,— таков тот ложный ход абстрактного мышления, который ведёт к идеализму. […]
В самых различных видах на разных этапах истории идеализм по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы идеализма, получившие дальнейшее развитие в истории философии, возникли в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский идеализм достиг в немецкой классической философии (кон. 18 — 1-я половина 19 в.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма — идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм.
Современные философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистическому лагерю. Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма идеализму, а на противопоставлении идеализма реализму. Так, неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от материализма, и от субъективного идеализма. Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный монизм», «элементы» и др.). Но по существу все подобные истолкования носят дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии фактически являются различными видами идеализма [3, с.196 – 197].
Задания к теме 1
«Предмет и структура философии»
I. Найдите следующие фрагменты в тексте и прокомментируйте их:
1. Философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
2. Предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания
3. Аристотель систематизировал и развил идеи Платона, однако его вариант онтологии является скорее описанием физической реальности с онтологической точки зрения,……
4. Средневековые мыслители приспособили античную онтологию к решению теологических проблем.
5. Философия нового времени концентрирует своё внимание на проблемах познания, однако онтология остаётся непременной частью философской доктрины ……
6. Поворотным пунктом в истории онтологии явилась «критическая философия» Канта, противопоставившая «догматизму» старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта.
7. Именно поэтому онтология немецкого классического идеализма принципиально отличается от онтологии нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.
8. Для западноевропейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии как самостоятельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии.
9. К концу 19 — началу 20 вв. на смену психологической и гносеологической трактовкам онтологии приходят направления, ориентирующиеся на пересмотр достижений предшествующей западноевропейской философии и возврат к онтологизму.
10. Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
11. Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией 17—18 вв., главными для которой стали проблемы связи «Я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта.
12. В немецкой классической философии проблемы теории познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности.
13. Фундаментальное для эмпиризма понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся не к субъективным психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно существующим чувственным сущностям («нейтральные» элементы мира Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела и т. д.