Язык - речь - речевая деятельность
Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык.
Существует несколько видов речевой деятельности:
говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
слушание - восприятие содержания звучащей речи;
письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.
Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.
Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.
Литературный язык имеет 2 формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.
Стили русского литературного языка
Функциональные стили - это разновидности языка, определяемые сферами деятельности человека и имеющие свои нормы отбора и сочетания языковых средств.
Каждый стиль отличается от других следующими признаками:
-сферой использования;
-целью общения;
-формами, в которых он существует;
-набором языковых средств.
Современный русский литературный язык представляет собой систему стилей:
-научный;
-официально-деловой;
-публицистический.
Научный стиль. Главные функции - информативная и воздействующая. Ведущий признак терминологичность словарного состава. Стиль делится на собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный подстили.
Черты научного стиля:
Научный стиль. Главные функции - информативная и воздействующая. Ведущий признак терминологичность словарного состава. Стиль делится на собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный подстили.
Черты научного стиля:
-отвлеченность,
-обобщенность,
-подчеркнутая логичность и связность выражения.
Официально-деловой стиль. Официально-деловой стиль называют языком законов. Главные функции - повелевающая и информативная. Черты официально-делового стиля:
-точность;
-предписывающий характер;
-обезличенность;
-стандартность;
-тенденция к стереотипу.
Публицистический стиль. Основные функции - информативная, воздействующая. Сочетает в себе экспрессию и стандарт. Публицистический стиль - информация для широкого круга. Может быть в устной и письменной форме. Черты публицистического стиля:
-экспрессивность, эмоциональность,
-наличие гибкого стандарта.
Разговорная речь. В ней оформляются обычно диалоги и монологи на бытовые темы. Выделять ее как разговорный стиль представляется не совсем верным.
Язык художественной литературы. Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами. Главная функция языка художественной литературы - эстетическая (или поэтическая). С этой целью в языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторечие, жаргонизмы.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы функции языка в общении?
2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?
3. Чем отличается научный стиль речи?
4. Чем отличается публицистический стиль речи?
5. Чем отличается разговорная речь?
6. Вспомните типы приема и передачи информации.
Задание 1
Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.
Фиаско | Статуя | Спираль |
Океан | Ноготь | Финиш |
Путешествие | Мостовая | Кнопка |
Бумажник | Пальто | Вор |
Дыня | Фанера | Суфле |
Сон | Харизма | Ковбой |
Мотоцикл | Армия | Коробка |
Собака | Нос | Палка |
Преступление | Хоккей | Плод |
Задание 2
Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.
· Творчество подобно приготовлению торта.
· Творчество подобно падению в грязь.
· Творчество подобно любви.
· Творчество подобно починке протекающего крана.
· Творчество подобно заточке топора.
Задание 3
Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:
1. Вода для корабля то же, что________________________________ для бизнеса.
2. Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.
3. Кран для___________________ то же, что_____________________ для свободы.
4. Мой дом – это ____________________________.
5. Моя работа – это _________________________.
6. Беспокойство – это _______________________.
7. Правда – это _____________________________.
8. Власть – это _____________________________.
9. Успех – это _______________________________.
10. Счастье – это _____________________________.
11. Любовь – это ______________________________.
12. Идеалы – это ______________________________.
13. Размышление – это ________________________.
14. Жизнь – это _______________________________.
Задание 4
Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
· Чем пахнет слово «участвовать»?
· Каково на ощупь число «семь»?
· Какой вкус у голубого цвета?
· Как выглядит идея свободы?
· Какая форма у вторника?
· Каков вкус радости?
Задание 5
Все участники плывут на корабле. Корабль плывет вдоль берегов, островов, гор, лесов; то наступает день, то приходит ночь, то налетает шторм. Каждый участник по очереди сообщает, куда плывет корабль, что видно вокруг, что происходит на борту и т.д.
Каждый участник должен произнести не менее 3–5 фраз. Так продолжается до тех пор, пока все не выскажутся, потом руководитель сообщает, что кораблик поворачивается, и участники должны повторить весь путь до порта отправления, но в обратном порядке.
Задание 6
Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.
Эпизод первый: заключение трудового соглашения.
«Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно…»
Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.
· Все ли условия соглашения выполняются?
· Как выполнил Балда свои обязанности?
Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.
Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».
В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».
Задание 7
Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.
Задание 8
Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность.
Задание 9
Продолжите фразы:
· Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________.
· Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет ____________.
· Моя тревога __________________ с каждым днем.
· Площадь засоленных почв __________________ с каждым годом.
(возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться)
Задание 10
Подберите синонимы к слову сказал.
Задание 11
Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления.
Задание 12
«Переведите» наукообразные фразы:
· Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.
· Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании).
Тема 2. Слушание в деловой коммуникации
Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие.
Лабрюйер
Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.
Умение слушать – это:
· восприятие информации от говорящих, при котором слушающий воздерживается от выражения своих эмоций;
· поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать акт общения;
· незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на шаг вперед».
Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.
Умение слушать как метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые:
слушание – 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%.
Стиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, от конкретной ситуации.
Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность реплики.
Существуют внутренние и внешние помехи слушанию. К внутренним помехам слушания относится привычка «размышлять о чем-то еще». Внешних помех гораздо больше:
· собеседник говорит недостаточно громко или шепотом;
· отвлекающая манера собеседника, его манеры;
· помехи (шум транспорта, ремонт, заглядывание посторонних в кабинет, др.);
· слишком высокая или слишком низкая температура в помещении;
· плохая акустика;
· окружающая обстановка или пейзаж;
· поглядывание на часы;
· телефонные звонки;
· акцент говорящего, монотонность, слишком быстрый или слишком медленный темп речи;
· ограниченность во времени, ощущение, что регламент исчерпан;
· чрезмерная загруженность на работе;
· плохая погода;
· цвет стен в помещении (красный – раздражает темно-серый – угнетает, желтый – расслабляет);
· неприятные запахи в помещении;
· привычка держать в руках посторонние предметы;
· непоседливость, суетливость слушателя, а также привычка жевать резинку, постукивать ручкой, рисовать).
Виды слушания
Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания.
Направленное, критическое слушание. Участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно. Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы проходит мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.
Эмпатическое слушание. При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов. Такое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, и неэффективным, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции.
Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:
· партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение с чему-нибудь;
· партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции;
· партнеру трудно выразить словами то, что его волнует;
· партнер застенчив, неуверен в себе.
Активное рефлексивное слушание. При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь. Обратная связь с процессе слушания может осуществляться различными способами:
· расспрашивание (прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов);
· перефразирование, или вербализация (перефразировать – значит высказать ту же мысль, но другими словами. Слушающий перефразирует мысль говорящего, то есть возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли);
· отражение чувств (при отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий, эмоциональной составляющей его высказываний);
· резюмирование (тем самым партнер дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты).