Понятие себестоимости продукции, состав и структура затрат на предприятиях нефтегазовой промышленности

Рентабельность как относительный показатель доходности предприятия.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями.

Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли или доходов.

Относительный показатель – уровень рентабельности.

Анализ рентабельности хозяйствующего субъекта проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом.

Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и в конечном счете эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

Рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами.

Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Рпрод = П / С

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».

Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал.

Рвк = (ВК х УДвк) / (Сед х ОРнат),

где:

Рвк – рентабельность на вложенный капитал;

ВК – вложенный в данное производство капитал;

УДвк – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом;

Сед – себестоимость единицы продукции;

ОРнат – объем реализации в натуральном выражении.

Понятие себестоимости продукции, состав и структура затрат на предприятиях нефтегазовой промышленности.

С. – затраты, которые несёт предприятие по изготовлению и реализации продукции; совокупность прямых издержек, связанных с производством изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции.

От С. зависят: цена готовой продукции, прибыль, наличие денежных средств на счёте, возможность повышения материального благосостояния работников предприятия. Уровень С. отражает результат всей производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия, эффективность использования ресурсов. Все затраты на производство и реализацию продукции в зависимости от формирования затрат делятся на: Затраты связанные с основным производством, Затраты связанные с работой вспомогательных служб, ремонтных работ, Затраты связанные с работой транспортных служб, Затраты связанные с управлением данным предприятием.

Затраты, включенные в себестоимость:

Прямые затраты –образуются на предприятии по производству и выпуску готовой продукции и считаются прямым счётом по экономическим элементам и по калькуляции.

Прочие затраты - расходы на возмещение геолого-поисковых и разведочных работ. Устанавливается определённое число рублей на тонну нефти, а также штрафы, пении, затраты на ликвидацию потерь от брака, выплаты по медицинскому обслуживанию и т. д).

Косвенные затраты – затраты связные с обслуживанием и управлением производством (з\п управленческого персонала, затраты по коммуникациям и д.р.)

Накладные затраты – затраты связанные с обслуживанием производства на содержание управленческого персонала (обычно 15 – 24%).

Чем крупнее предприятие, тем меньше удельный вес накладных расходов.

Виды накладных расходов:

1)Административно-хозяйственные расходы (18% от прямых) – з\п работников, содержание здания управления и персональных машин управления, командировочные расходы управленцев, их обучение и тд.

2)Затраты на производство работ – Расходы по доставке рабочих к месту работы, Содержание вахтовых служб, Командировочные расходы для рабочих, Обеспечение рабочих мест теплом и светом и др.

3)Расходы на обслуживание рабочих – Затраты на спецодежду, Повышение квалификации рабочих, Расходы связанные с повышением культурного уровня рабочих. 4)Прочие накладные расходы. (зимнее удорожение работ).

Наши рекомендации