Симптоматика кризиса подросткового возраста
Симптомы подросткового кризиса: |
Суть кризиса в качественном изменении процесса психического развития. В подростковом кризисе происходит резкое изменение переживаний – как их структуры, так и содержания.
Для младших подростков, и особенно для старших – характерны переживания связанные с их отношением к себе, процессом познания себя, и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания – пониженная самооценка.
К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и самого себя. Формируется новый образ физического «Я». Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает желание хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.
Кризис семнадцати лет
Кризис 17 лет является переходом к взрослости. Приходится на 10-11-е классы. Встает проблема профессионального самоопределения.
В данный период повышается значимость собственных ценностей, возрастает тревожность, связанная с самооценкой.
Центральным психологическим процессом является формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. С данной точки зрения, кризис 17 лет можно назвать кризисом идентичности, который состоит из серии выборов (социальных, индивидуальных, личностных), идентификаций и самоопределений. Кризис идентичности (формирование идентичности) требует переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.
Выделяют четыре варианта, или состояния, формирования идентичности (ТАБЛИЦА!!!!).
Варианты формирования идентичности
Вариант идентичности | Характеристика варианта |
| Состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства. Характеризуется тем, что индивид не выработал четких убеждений. |
| Принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Так можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость, включиться в систему соответствующих отношений на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету. |
| Период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я. Индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения. |
| Благополучное разрешение кризиса идентичности – возникновение новой самотождественности. Переход от поиска себя к практической самореализации. |
Развитие неадекватной идентичности (в случае неуспешного решения задач самоопределения) может пойти по следующим направлениям:
- Уход от психологической интимности, избегание близких отношений;
- Неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
- Неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на главной деятельности;
- Отказ от самоопределения или выбор отрицательных образцов для подражания.
Психологические трудности взросления, притиворечивость и нестабильность представления о себе приводят к эмоциональной напряженности.
Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи: перед новой жизнью, перед возможность ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, перед армией. Данный возраст представляет собой критический период для возникновения психопатий. Отмечается появление депрессивного состояния (чувство печали, безнадежности, показная скука, агрессивность, беспокойное поведение, капризы и т.д.).
Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Новообразования – система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральное новообразование – профессиональное и личностное самоопределение.
Этим новообразованием завершается данный переходный критический период.