Психологическая характеристика совместной деятельности.
Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры
К признакам совместной деятельности относятся:
· - единая цель участников деятельности;
· - общая мотивация;
· - объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого);
· - разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;
· - согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления
· – управление (важный признак совместной деятельности);
· - единый конечный результат;
· - единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.
Виды совместимости:
1.Психофизиологическая – определенное сходство характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности.
2. Социальнопсихологическая – представляет собой эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, общность их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.
Факторы формирования (Обозов):
- Внегрупповые (физические и социальные).
- Внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)
- Внеличностные (одно/разнородность по индивидуально-психологическим параметрам – темперамент)
-Внутриличностные (социальнопсихологические особенности – мнения, оценки, отношения).
Сплочение – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют превратить внешнюю данную структуру в единую, целостную психологическую общность. Характеризуется особой степенью развития отношений, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют симпатии, цели, ценности групповой деятельности. Главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов.
Уровни сплоченности (Петровский)
- Развитие эмоциональный контактов.
-Совпадение основной системы ценностей совместной деятельности.
-Разделение общих целей групповой деятельности.
Социально-психологический климат – специальное психологическое явление, которое складывается в коллективе под влиянием сложной системы взаимоотношений, выражающееся в определенном эмоциональном состоянии коллектива, является показателем здоровья и проявляется в эмоциональном не/благополучии – настроении, работоспособности, самочувствии.
Факторы формирования:
-Внешние: - характер организации труда (управление, регламентация деятельности, режим) - специфика формальной и неформальной структуры группы - стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный, попуститель)
-Внутренние: - индивидуально-психологические особенности членов группы - уровень их психологической совместимости. Процесс принятии группового решения (Левин): В ходе групповой дискуссии сталкиваются противоположные позиции, что позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы и тем самым уменьшить их сопротивление новой информации.
Решение принятое группой является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими и таким образом превращается в групповую норму, что повышает его значение.
Типы совместной деятельности по Уманскому
Профессор психологии Лев Ильич Уманский- три типа совместной деятельности:
1)Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников.
2)Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем — второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.
3) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности — индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами.