Прикладные аспекты

Прикладные аспекты изучения памяти. Индивидуальные особенности памяти: качественные и количественные. Объем и скорость запоминания, полнота воспроизведения и готовность памяти к воспроизведению. Методы измерения количественных показателей работы памяти. Пути улучшения памяти. Мнемотехника.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. М.: Мир, 1978.

2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002 – 320 с.

3. Когнитивная психология. / Под.ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.

4. Норман Д. Память и научение. М.: Мир, 1985.

5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 141-304.

6. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III - Субъект познания. / Под ред. В.В. Петухова. М., РПО, 1998. С.297-388.

7. Экспериментальная психология. / Под ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. Вып. IV. М.: Прогресс, 1973. С. 210-331 (Флорес Ц. Глава 14 "Память").

Дополнительная:

1. Бэддели А. Ваша память (руководство по тренировке и развитию). – М. 6 ЭКСМО-Пресс,2001. – 320 с.

2. Психология памяти. (Хрестоматия по психологии). / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: ЧеРо, 1998.

3. Хофман И. Активная память. М.: Прогресс, 1986.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Понятие о мышлении.

Мышление и сознание. Мышление и непосредственно-чувственное сознание. Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности. Общефилософские основы исследования мышления. Соотношение наук, изучающих мышление. Задача как объект исследования. Понятие "субъект мышления" и его характеристики.

Прикладные аспекты исследования мышления. Мышление и проблема построения эффективных систем обучения. Мышление в психодиагностике. Основные формы нарушений мышления. Мышление и проблема искусственного интеллекта. Соотношение искусственного интеллекта как функциональной возможности компьютерной системы решать задачи с мышлением человека. Алгоритмические и неалгоритмические модели мышления. Психология понимания и создание понимающих систем.

Методы исследования мышления.

Наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа. Методы и методики изучения мышления. Клинический метод. Метод рассуждения вслух и его отличие от метода интроспекции. Методика наводящих задач. Психофизиологические исследования мышления и речи, мышления и эмоций.

Тестирование интеллекта и дифференциально-психологическое исследование интеллекта. Тестирование интеллекта и креативности.

Анализ продуктов творчества. Формирующий эксперимент. Основные характеристики умственного действия и условия его формирования.

Наши рекомендации