Особенности мышления учеников с недостатками умственного развития при решении учебных задач
Учащиеся специальной (коррекционной) школы испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необходимых для решения учебных задач.
Мышлению умственно отсталых школьников свойственна тугоподвижность, что обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. Эта инертность проявляется в трудностях актуализации и привлечения знаний, необходимых для выполнения заданий. Типичным для этой категории учеников является ошибочное применение способов решения, основывающихся на поверхностном анализе предлагаемых условий. Наблюдается отсутствие сличающей деятельности, направленной на сопоставление своих действий с предложенным условием.
Школьники склонны уподоблять один тип задач другому. Так, в исследовании, проведенном Р.А.Исенбаевой, школьники Ш, IV и V классов в одних случаях должны были решить сначала простую задачу, а затем составную (сложную), в других — наоборот. И в том и в другом случае многие ученики последующую задачу решали по аналогии с предыдущей. Выяснилось, что решение сложных задач по типу простых наблюдалось в большем числе случаев, чем решение простых задач по типу сложных. Решая задачу, учащиеся, особенно младшего школьного возраста, исходят не из существенных признаков, а из внешних, случайных. Не анализируя содержания задачи и не обращая внимания на отношения между условием и вопросом, они на основе внешних признаков, например выделяя одинаковые слова, строят свое понимание условия.
В ряде случаев умственно отсталые ученики, будучи не в состоянии правильно осознать содержание предложенной задачи, из-меняют и упрощают его. Наиболее наглядно это проявляется пои решении задач с косвенной формулировкой, которая вызывает у этих детей трудности в выборе арифметического действия
Иногда умственно отсталые учащиеся при воспроизведении текста задачи привносят в ее условие усвоенные ими словесные штампы, которыми и руководствуются при определении хода решения, а действительные связи и отношения, существующие между числовыми данными, не устанавливают (И. М.Солопьев)
Неадекватность действий учеников специальной школы при решении арифметических задач обусловлена в ряде случаев неправильным пониманием и воспроизведением словесного текста. Многие слова и словосочетания, содержащиеся в тексте задачи, школьники осознают неправильно, а чаще они остаются для них совершенно непонятными. Непонимание математических выражений, слов и терминов, выражающих количественную зависимость («больше на...», «меньше на...»), влечет за собой ошибки реше-l ния. Тексты задачи остаются непонятными и по той причине, что F смысловая нагрузка в них приходится часто на предлоги, наречия, местоимения, которых в активном словаре школьников с интеллектуальной недостаточностью немного.
Однако и правильное воспроизведение текста задачи школьниками-олигофренами не всегда ведет к ее осознанию. Анализ задачи, производимый ими, носит частичный характер. Ученики вычленяют из условия один случайный элемент и, основываясь на этом, выбирают арифметическое действие. Так, при решении составных задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц школьники решают их как простые. Например, задачу: «В одном кувшине было 3 литра молока, а в другом на 2 литра больше. Сколько литров молока было в обоих кувшинах?» — они решают в одно действие, объясняя это тем, что в тексте два числа.
Для учеников с интеллектуальной недостаточностью решение словесно сформулированных задач является сложной деятельностью. Они должны обладать определенным запасом представлений, связанных с отраженными в задачах предметными ситуациями, понимать значение слов, несущих на себе математическую нагрузку, осознавать связи и отношения между числами.
Для того чтобы обучение умственно отсталых учащихся реше-1ШЮ арифметических задач было успешным, необходимо строить его с учетом дефектов их познавательной деятельности, учить школьников пользоваться рациональными и целенаправленными способами выполнения задания. При отсутствии такой организации учебной деятельности умственно отсталые ученики оказываются неподготовленными к самостоятельному осуществлению мыслительных операций, необходимых для правильного решения арифметических задач.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите и охарактеризуйте основные особенности зрительного восприятия умственно отсталых школьников.
2. В чем проявляется своеобразие памяти школьников с нарушениями умственного развития?
3. Как протекает процесс запоминания у учеников, относящихся к разным клиническим группам?
4. В чем специфика представлений учащихся коррекционных школ?
5. Дайте общую характеристику речи школьников с интеллектуальной недостаточностью.
6. Раскройте особенности фонетической и интонационно-выразительной стороны речи умственно отсталых школьников.
7. Каков словарный запас учащихся с недостатками умственного развития?
8. Какую роль играет речь в регуляции их деятельности?
9. Какими особенностями характеризуется письменная речь учащихся коррекционных школ 8 вида?
10. Назовите основные мыслительные операции. Как они протекают у умственно отсталых учеников?
11. Раскройте особенности разных видов мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития.