Взяточничество и должностные злоупотребления

4.1. Преступления против государственной и муниципальной службы (должностные) занимают важное место в уголовном законодательстве всех стран мира. Однако объект посягательства законодатели определяют по разному, что приводит к различной группировке составов рассматриваемых де­яний.

В большинстве стран мира законодатель проводит четкое разделение в структуре уго­ловного закона между преступлениями должностных лиц и преступлениями частных лиц против государственной службы.

Иногда это разделение происходит в рамках одного раздела (главы) УК. Например, в УК Франции в разделе третьем «Посягательства на осущест­вление государственной власти» выделяются глава 2 - «О посягательствах на государ­ственное управление, совершенных публичными должностными лицами» и глава 3 - «О посягательствах на государственное управление, совершенных частными лицами».

В других странах преступления должностных лиц и преступления частных лиц против государственной службы не объединяются общим родовым объектом, поэто­му их можно обнаружить в различных частях уголовного кодекса.

Следует отметить, что в УК Германии в раздел «Должностные преступные де­яния», как и в странах СНГ, включена норма о даче взятки, хотя субъектом этого деяния является частное, а не должностное лицо. Несмотря на общий принцип выде­ления данных преступлений по признаку специального субъекта, взаимосвязь таких преступлений, как получение и дача взятки, для германской доктрины уголовного права настолько очевидна, что включение соответствующих параграфов в один и тот же раздел УК никогда не подвергалось сомнению.

В структуре уголовных законодательств стран английского общего права должност­ные преступления также, как правило, выделяются в самостоятельную категорию на основе критериев субъекта и объекта посягательства.

Так, в УК Индии имеется Глава IX «О преступлениях должностных лиц или свя­занных с должностными лицами», в которую включены только такие преступления должностных лиц, которые могут быть совершены ими исключительно ввиду их осо­бого - служебного, должностного положения (равно как в УК «индийской» модели других стран: Мьянмы, Малайзии, Сингапура).

В самой Англии уголовно-правовая доктрина объединяет рассмат-риваемые пре­ступления в одну группу «преступлений, совершаемых должностными лицами или связанных с их деятельностью».

В федеральном уголовномзаконодательстве США нет единой главы о должностных преступлениях. Ответственность за их совершение содержится, в основном, в четырех главах: 1) гл. II «Взяточничество, нечестные до­ходы и злоупотребление своим положением публичными должностными лицами», 2)гл. 93 «Должностные лица и служащие по найму»; 3) гл. 41 «Вымогательство и уг­розы» и 4) гл. 29 «Выборы и политическая деятельность».

УК штата Нью-Йорк отводит должностным преступлениям раздел, именуемый «Преступления против публичного управления». Он объединяет статьи, предусмат­ривающие уголовную ответственность за неправомерное поведение должностных лиц и воспрепятствование осуществлению должностных обязанностей, взяточничество и примыкающие к нему правонарушения, а также преступления против правосудия.

В большинстве стран объект посягательства должностных преступлений призна­ется родовым, то есть в структуре Особенной части УК соответствующие главы (разделы) выводятся на первый уровень (Германия…).

В других государствах объект посягательства рассматриваемых деяний признается видовым (страны СНГ) или даже подвидовым (Франция).

Почти во всех странах мира выделяются составы активного и пассивного взяточ­ничества, злоупотребления служебным положением, служебного подлога. В то же время почти в каждой стране имеются свои специфические составы рассматривае­мых деяний.

Так, в УК РФ система преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и муниципальной службы в настоящее время выглядит сле­дующим образом:

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями;

Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств;

Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов;

Статья 286. Превышение должностных полномочий;

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Рос­сийской Федерации или Счетной палате Российской Федерации;

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица;

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности;

Статья 290. Получение взятки;

Статья 291. Дача взятки;

Статья 292. Служебный подлог;

Статья 293. Халатность.

4.2. Субъект должностных преступлений.

В подавляющем большинстве стран должностные преступления объединены в специальном разделе, прежде всего, по признаку субъекта преступления - «долж­ностного лица», «публичного служащего» и т.п. Однако содержание этих понятий в национальных государствах далеко не одинаковое.

В настоящее время в большинстве уголовных законодательств дается специальное разъяснение понятия должностного лица (или его аналогов) применительно к стать­ям о должностных преступлениях (в частности, в УК стран СНГ, Германии, Японии…). Специальные определения публичных долж­ностных лиц даются также в конвенциях о борьбе с коррупцией.

В УК РФ (примечание к ст. 285) под должностными лицами в статьях главы о должностных преступлениях понимаются «лица, постоянно, временно или по спе­циальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо вы­полняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государ­ственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских форми­рованиях Российской Федерации». При этом оговаривается, что государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям указанной главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

В УК Германии понятие должностного лица раскрыто в §11 Общей части: это «тот, кто, согласно германскому праву: а) является чинов­ником или судьей; б) состоит в иных публично-правовых служебных отношениях или в) иным образом призван к тому, чтобы осуществлять задачи публичного управления при каком-либо органе власти или другом учреждении или по его поручению». В раз­деле 30 «Должностные преступные деяния» в УК Германии в ряде случаев допуска­ется возможность привлечения к уголовной ответственности как должностного лица того, кто «специально уполномочен на выполнение публичных обязанностей», то есть работника, который, «не будучи собственно должностным лицом, осуществляет задачи публичного управления при каком-либо органе власти или занят в учрежде­нии или объединении, осуществляющем такие задачи». Субъектом ряда должност­ных преступлений признается адвокат.

По английскому праву субъектами должностных преступлений являются, как пра­вило, так называемые «публичные должностные лица», хотя могут быть и другие слу­жащие и любые лица, в том числе и юридические.

По уголовному законодательству штатов США субъектами должностных преступ­лений могут быть не только так называемые публичные должностные лица, но и обыч­ные служащие и наемные работники органов публичной администрации, публичных корпораций и государственных банков. Субъектами должностных преступлений могут быть также и любые другие лица, например те, кто дают или предлагают взятки.

Взяточничество.

Взяточничество, то есть подкуп государственных должностных лиц, является древнейшим должностным преступлением, которое сегодня криминализировано во всех странах мира.

Будучи собирательным понятием, взяточничество распадается на несколько са­мостоятельных составов преступления, прежде всего, включая в себя два самостоятельных, но нераз­рывно связанных между собой деяния - дачу взятки и получение взятки (активный и пассивный подкуп).

Субъектом пассивного подкупа при взяточничестве в российском понимании сущности этого преступления является публичное (то есть государс­твенное или муниципальное) должностное лицо. Помимо нюансов в понимании данной категории национальными законодателями существует принципиальное различие в подходах между странами, так как в целом ряде из них субъектами долж­ностных преступлений вообще признаются любые должностные лица, а не толь­ко публично-правовые (например, по УК Беларуси, Украины…).

Соответственно, в ряде стран законодателем не проводится различий между со­ставами взяточничества и коммерческого подкупа, а субъектом единого состава по­лучения взятки (пассивного подкупа) является любое должностное лицо.

Второе различие в субъекте связано с выделением иностранных и международных должностных лиц в качестве субъектов пассивного подкупа. До недавнего времени поч­ти во всех государствах субъектами получения взятки признавались только публичные лица своего государства. Начиная с 1998 г. международные конвенции предписывают криминализировать подкуп иностранных и международных должностных лиц.

Иногда в качестве субъектов составов пассивного взяточничества наряду с пуб­личными должностными лицами законодатель называет других лиц. Так, в соответствии с § 201 гл. II разд. 18 Свода законов США субъектами пассивного подкупа могут быть три категории должностных лиц:

а) публичные должностные лица, к которым относятся члены Конгресса США, члены постоянных комиссий, служащие, наемные работники или лица, действующие от имени Соединенных Штатов, департаментов, представительств, органов испол­нительной власти в силу официальных функций или на основании полномочий, а также присяжные;

б) лица, выбранные для исполнения обязанностей публичного должностного лица, отобранные в качестве кандидатов или назначенные, если они уведомлены офи­циально о предстоящем отборе или назначении;

в) специальные правительственные служащие, в число которых входят чиновники или служащие федеральных законодательного и исполнительного органов, любого независимого органа США, которые работают за вознаграждение или без него не менее 130 дней в году.

Согласно этому же Своду законов США ответственности за дачу взятки подлежит всякий, кто дает, предлагает, обещает что-либо ценное публичному долж­ностному лицу или кандидату на эту должность с целью:

а) повлиять на его официальные действия, то есть на решение находящегося в его ведении вопроса, дела, тяжбы, производства и пр.;

б) оказать влияние на должностное лицо с тем, чтобы совершить, помочь совершить, сговориться, разрешить какие-либо обманные действия либо создать возможность для совершения обмана;

в) склонить должностное лицо к действию или бездействию в нарушение его законных обязанностей.

Таким образом, целью взятки могут быть как законные, так и незаконные дей­ствия должностного лица.

Размер взятки.

По уголовному законодательству РФ и других стран СНГ размер взятки не имеет значения. Если речь идет о небольшом «подарке», то применяется норма Общей части о малозначительности: «не является преступлением действие (бездействие), хотя фор­мально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опаснос­ти» (ч. 2 ст. 14 УК РФ). Некоторые отечественные ученые необоснованно утверждают, что нижний размер уголовно-наказуемой взятки определяется нормой ГК РФ о допус­тимой стоимости подарка должностному лицу. В действительности нормы ГК РФ не могут ограничивать действия норм уголовного законодательства.

Как показывает сравнительный анализ современных уголовных законодательств, у национальных законодателей имеется чрезвычайно широкий разброс мнений от­носительно степени общественной опасности взяточничества как наиболее распро­страненного коррупционного преступления. Если в ряде стран неквалифицирован­ное взяточничество рассматривается как преступление небольшой степени тяжести (уголовный проступок), то в других оно считается деянием средней тяжести или даже тяжким. Оценка общественной опасности квалифицированного взяточничества ко­леблется от преступления средней тяжести до особо тяжкого деяния, влекущего мак­симальную меру наказания (пожизненное заключение или смертную казнь).

Согласно УК стран СНГ взяткодатель освобождается от уголовной ответствен­ности, если имело место вымогательство взятки либо если это лицо добровольно со­общило о даче взятки правоохранительным органам.

Темы рефератов

1. Преступления против личности в зарубежных странах.

2. Наказуемость преступлений против собственности.

3. Ответственность за взяточничество и иные должностные злоупотребления.

4. Ответственность за преступления против государственных интересов.

Рекомендуемая литература

(см. стр. 104, 105, 107)

Наши рекомендации