Исслвдование эмоционально-личностных
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА..............................................................................261
Методика Метаморфозы...................................................................................261
Тест Рука............................................................................................................273
Контурный САТ-Н............................................................................................286
Исследование субъективной оценки межличностных отношений
ребенка (СОМОР).........................................................................................296
Цветовой тест отношений (ЦТО).....................................................................304
Методика «Эмоциональные лица»...................................................................311
Глава 12
АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ. ВОЗРАСТНОЙ
И ПРОЕКТИВНЫЙ АСПЕКТЫ...........................................................................322
Основные законы и этапы становления детского рисунка..............................322
Темы рисуночных тестов и параметры оценки рисунка детей
разного возраста............................................................................................329
Возможные ошибки проективной трактовки детского рисунка и их анализ.. 331
Раздел IV АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КАК ИТОГ УГЛУБЛЕННОЙ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Глава 13
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ.......................................................337
Общие положения.............................................................................................337
Общая схема анализа результатов психологического обследования.
Разделы анализа............................................................................................338
Глава 14
СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.........................................................................................346
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Особенности составления заключения. Его разделы.......................................346
Технология составления общей части психологического заключения...........348
Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции
как итоговая часть заключения.................................................. 350
Особенности составления заключений по результатам повторных
обследований (динамическое и итоговое заключения)......................... 355
Заключение.............................................................................. -со
Приложение
ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПРВДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ
ВРЕМЕНИ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1ВДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ....... 363
ЛИТЕРАТУРА
Памяти
Сусанны Яковлевны Рубинштейн
ВВЕДЕНИЕ
Данное руководство посвящено одному из направлений деятельности психолога образования, которое включает в себя проведение психологического обследования с целью получения углубленной качественной оценки особенностей психического состояния и развития ребенка.
В настоящее время в психологической диагностике сложилась достаточно сложная ситуация, обусловленная, с одной стороны, значительными изменениями в состоянии всей современной детской популяции, а с другой — недостаточностью только лишь феноменологического, и в том числе психометрического, подхода к оценке психического состояния ребенка. Усугубляет положение некоторая неопределенность и все большее «размывание» понятия нормы, тенденция к большей детерминации ее социальными условиями. Подобная неопределенность связана и с увеличением инноваций в образовании, ориентацией многих образовательных систем на индивидуальный характер развития ребенка, а также со все большей «разнородностью» детской популяции, «полинациональностью» образовательных учреждений страны.
Но все же в первую очередь необходимо говорить о специфике изменения . динамики развития современного ребенка, усложнении самой структуры развития, многофакторности механизмов и причин наблюдаемой феноменологии. И потому, в какой бы области «сопровождения» детства ни работали современные специалисты, они вынуждены постоянно пребывать в поиске новых идей, методологий и средств для эффективной помощи, поддержки и адаптации ребенка в «пространстве» современных учреждений образования.
Большое значение в этом процессе принадлежит психологу образования. Фактически, он призван «уравновешивать», «состыковывать», координировать деятельность всех специалистов, «замкнутых» на ребенке, и, следовательно, обязан быть в центре его проблем, включать в сферу своих интересов не только собственно психологические, но и смежные, междисциплинарные знания и умения.
Следует отметить, что подобный подход не означает сведение в единое общее знание разнородных теорий, умений, инструментариев и технологий. Все они скорее должны «сплавиться» в интегративное понимание того, что происходит с конкретным ребенком, какими должны быть оказанные ему помощь и поддержка. Тем более, такое интегративное видение проблем детства важно при первом контакте психолога с ребенком — на этапе диагностики.
Именно в этот момент психологу приходится обращаться в своей деятельности к таким направлениям современной психологической науки, как клиническая детская психология (нейропсихология и психосоматика детского воз-